13 самых опасных кинотрюков
20 марта 2014 Культура

13 самых опасных кинотрюков

+

Первый кинотрюк был совершен в 1908 году в США. Каскадер перешел по крыльям с одного самолета на другой. Техника с тех пор шагнула далеко вперед. Сегодня многие трюки заменяют компьютерной графикой. Однако без каскадеров по-прежнему не обходится редкий фильм. «Большой» встретился с известным белорусским каскадером Сергеем Цыбульниковым и обсудил с ним одни из самых известных кинотрюков.


СПРАВКА «БОЛЬШОГО»

Сергей Цыбульников, профессиональный каскадер. Живет и работает в Минске. В профессии 20 лет. Делал трюки почти в 100 фильмах. Среди его работ: «Каменская», «Глубокое течение», «На безымянной высоте», «Снайпер-2, -3», «Следователь Протасов», «Господа офицеры: Спасти императора».


«Превосходство Борна», 2004 г.

Шпион Джейсон Борн в исполнении Мэтта Деймона попадает в Москву, где вступает в смертельную схватку с русским спецагентом. На улицах российской столицы разворачивается напряженная и зрелищная погоня. Борн за рулем желтой «Волги» пытается ускользнуть от спецагента на черном «Гелендвагене». Сцена заканчивается трюком с крушением джипа и «Волги» в тоннеле. Внедорожник по всем показателям проигрывает российскому автопрому. Гимн ГАЗу по мотиву чем-то напоминает «Янки-дудл».

СЕРГЕЙ: «Это, безусловно, прекрасно отработанная гонка. Тем более что устраивать ее пришлось на нешироких московских улочках, где и развернуться-то иногда бывает проблематично. Хотя по опыту могу сказать, что в качестве машины главного героя использовали несколько авто. Это все-таки «Волга», а не танк, и после таких столкновений машина дальше просто не поехала бы».


«Терминатор-2», 1991 г.

В начале картины герой Арнольда Шварценеггера, пытаясь спасти Джона Коннора от жидкометаллического киборга, прыгает на мотоцикле со стены на дорогу, аккуратно приземляется и продолжает движение. Этот эпизод был снят с помощью тонких кабелей, которые поддерживали мотоцикл, чтобы он не упал на дорогу всем весом и не развалился. Потом эти кабели удалили из кадра художники-компьютерщики. Тем не менее трюк был крайне опасным для каскадера.

СЕРГЕЙ: «Помню, в свое время до хрипа в голосе спорили: прыгал каскадер сам на мотоцикле или все-таки это подвесной трюк. У нас же тогда не то что харлеев, даже японских байков не было. То, что советские тяжелые мотоциклы «вживую» прыжок не потянули бы, это мы знали точно. Развалились бы при приземлении. А про американские мотоциклы особо ничего не знали. Основным доводом тех, кто придерживался версии «вживую», было «это же американское качество, мотоцикл хорошо сбалансирован». Потом уже, когда проехались на первых чопперах и харлеях, стало понятно, что без тросов тут дело не обошлось».


«Сокровище Амазонки», 2003 г.

В фильме джип с главными героями на полном ходу съезжает с узенькой дорожки над обрывом и отправляется в свободный полет. При этом герои летят вниз, ломая ветки деревьев, катятся по склону холма и в конце концов падают в небольшое озеро.

Эксперты считают, что данный трюк крайне опасен: каскадеры впервые в истории совершили неконтролируемое падение сквозь деревья с высоты 10 метров, причем от увечий и гибели их оберегали только углепластиковые защитные «доспехи» под одеждой. Никаких страховочных сеток и скрытых тросов не было.

СЕРГЕЙ: «Это просто идеальный по исполнению трюк. Во время таких трюков надо не только группироваться при падении, чтобы не было видно, что ты профи, но и отрабатывать свободное падение на камеру. Хотя тут в некоторых местах видно, что каскадер при вылете на песочный склон подтормаживает ногами, а потом кувырком «гасит» скорость.

Такие падения снимаются в несколько ходов. Каскадер пролетает часть, скажем так, «пути». Потом меняются камеры, и каскадер начинает падать дальше. Опять стоп — и снова вниз. Потом все это монтируется — и получается одно большое падение, снятое с нескольких точек».


«Три икса», 2002 г.

Красный «корвет» с открытым верхом и брутальным афроамериканцем, который всю свою карьеру играет белых, — Вином Дизелем мчится по мосту, проложенному через пропасть. Он взлетает над бездной и падает вниз. Каскадер, похожий на Дизеля, выбирается из-за руля и покидает машину, чтобы отправиться в самостоятельный полет с парашютом. Этот трюк был выполнен без единого компьютерного спецэффекта.

ЭПИЗОД С 3:10

СЕРГЕЙ: «Вот то, что я называю старой доброй трюковой школой. Физ- и профподготовка. Четкий расчет и полное самообладание. А не все эти компьютерные человечки. Такое кино и смотреть приятно. И трюки воспринимаются как именно трюки, а не какой-то компьютерный мультик».


«Полицейская история-3: Суперполицейский», 1992 г.

Один из самых опасных трюков в кино совершила женщина-каскадер Мишель Йео, бывшая мисс Малайзия. Вместе со своим напарником, его роль исполняет Джекки Чан, Джессика (Мишель Йео) гонится за безжалостным «наркобароном» Чайбатом. В то время как Чайбат пытается скрыться на поезде, Джессика преследует его на мотоцикле и с близлежащего холма заскакивает сверху на этот поезд.

Ни Мишель Йео, ни режиссер картины Стэнли Тонг ни разу не сидели в седле мотоцикла до съемок в этом фильме. Оба они учились его водить в последние две недели перед трюком.

Во время съемки Йео надевала скрытую защиту, тем не менее в первом же дубле разбила колени. Однако актриса уговорила режиссера позволить ей продолжать до тех пор, пока кадр не выйдет идеально.

Глядя на то, как Мишель Йео выполняет трюк, кажется, что она не испытывает ни физических, ни психологических трудностей. Бесстрашие и хладнокровие девушки подтверждают ее статус одной из самых одаренных исполнительниц кинотрюков в Гонконге. После выхода «Суперполицейского» в США в 1996 году Йео пригласили на роль девушки Бонда в фильм «Завтра не умрет никогда».

СЕРГЕЙ: «Трюк, подобный этому, как знак отличия на всю жизнь, что ты относишься к высшей касте кинокаскадеров. Больше ничего не могу сказать. Я в восхищении».


«Герой в колготках», 1990 г.

Известный гонконгский актер Саммо Хунг в этом фильме играет полицейского-гомофоба, вынужденного изображать гея, чтобы влиться в «альтернативную» тусовку Гонконга и поймать серийного убийцу.

Герой Хунга преследует преступника, и его сбивает машина, после чего актер спиной пробивает лобовое стекло и отлетает на асфальт. Хунг, который всю жизнь пытался догнать по популярности и исполнению сложных трюков своего однокашника Джекки Чана, исполнил трюк сам. В результате он месяц пролежал в больнице.

СЕРГЕЙ: «При сбивании человека машиной скорость автомобиля очень небольшая. При этом водитель должен вовремя затормозить. Иначе каскадер просто разобьется насмерть. Такие случаи были. А трюкач должен успеть «лечь» на капот или лобовое стекло, иначе ему может переломать при ударе бампером ноги. Так что этот трюк выполнен на грани фола. И Хунг мог бы не отделаться всего лишь месяцем на больничной койке. Тем более видно, что не использовали специально перекаленное стекло. Гонконгская трюковая школа известна своей жесткостью. А это пример реального столкновения «мяса» и железа».


«Дилижанс», 1939 г.

В этом фильме впервые был использован трюк с перепрыгиванием по несущейся на полном скаку шестерке лошадей. Его выполнил дублер Джона Уэйна опытный каскадер Якима Канутт. Сначала Канутт прыгает с облучка на первую лошадь, потом на вторую и, наконец, на третью. И все это без страховки.

ЭПИЗОД С 6:10

СЕРГЕЙ: «Прекрасный пример того, когда все работает на каскадера. Скорость дилижанса не выше той, при которой человек может передвигаться по сцепке. Скорость наездников на заднем плане подстраивается под комфортную скорость дилижанса. В результате вот такой командной работы получается эффектный кинотрюк»


«Пароходный Билл», 1928 г.

Это был последний фильм, который Бастер Китон снял как независимый от «Метро-Голдвин-Майер» продюсер. И хотя Китон давно был известен и как бесстрашный каскадер, в этой картине рискованность трюков переходила границу здравого смысла. Возможно, то было реакцией на тяжелый кризис в личной жизни и начавшиеся тогда же конфликты с другими кинопроизводителями.

Например, в одном из эпизодов его героя чуть не прихлопывает падающим домом. Несмотря на протесты съемочной группы, Китон настоял на выполнении трюка с помощью падения реальной стены, рассчитывая только на несколько сантиметров безопасного расстояния. В другой сцене, стараясь показать борьбу человека с ураганом максимально реалистично, он использовал для своего волочения подъемный кран.

ЭПИЗОД С 1:20

 

СЕРГЕЙ:  «Ураганные» кинотрюки Китона и по сей день вызывают восхищение! Китон вообще проделывает на экране что-то невообразимое. Он применял новые технологии, которые до него никто не использовал. Его не только трюковые, но и режиссерские идеи были невероятно новаторскими для той эпохи. Перед этим человеком можно только преклоняться».


«Наконец в безопасности!», 1923 г.

Идея трюка родилась у Гарольда Ллойда, когда он наблюдал за каскадером Биллом Строзером, который поднимался по стене здания в Лос-Анджелесе. После того как они подружились, Ллойд нашел для Строзера роль в фильме и попросил исполнить сцены, в которых герой Ллойда поднимается на универмаг.

Для всех крупных планов актер лично забирался на здание, в том числе и для хрестоматийной сцены, в которой он висит на стрелках часов магазина. Впоследствии этот кинотрюк использовался другими каскадерами: в фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее» и Джеки Чаномв «Проекте A».

Чтобы минимизировать риск, были построены страховочные леса, но они не гарантировали спасения в случае срыва. При этом Ллойд поднимался только на восьми пальцах: два он потерял ранее в несчастном случае.

 

СЕРГЕЙ: «Иногда после исполнения какого-то трюка сидишь дома, ужинаешь — и тут приходит мысль: мол, да я же сегодня такооое совершил, а для всех окружающих — просто сходил на работу. Камера словно посылает тебе какое-то волшебство. Звучит команда «Начали!» и ты делаешь вещи, которые в обычной жизни никогда бы не сделал».


«Полицейская история», 1985 г.

Перед тем как совершить этот сумасшедший трюк, Джекки Чан сотоварищи по его каскадерской команде разносят супермаркет. Стремительные удары, насыщенная боевая хореография, разлетающиеся витрины — все это подводит к тому, как Чан пролетает вниз более 30 метров по обвитому рождественскими гирляндами шесту, круша по пути своим телом все стойки и витрины, и приземляется, сорвавшись, на твердый кафельный пол.

Из-за ударов током его руки были покрыты ожогами второй степени, а жесткое приземление привело к смещению костей таза и паре поврежденных позвонков.

Большим везением оказалось то, что после этого каскадер не утратил способности ходить и уж тем более продолжал делать трюки!

СЕРГЕЙ: «Этот трюк до сих пор считается одним из самых лучших в карьере Джекки Чана. На самом деле надо просто обожать свою профессию, чтобы пойти на такое. Тем более без страховки. Но это опять к вопросу о жесткости гонконгской трюковой школы, которая построена во многом на традициях физподготовки академии Пекинской оперы. Сам Джекки Чан в своей автобиографии весьма изобилует жестокими подробностями. Ученики академии Пекинской оперы вытворяют просто невероятные вещи, будучи еще детьми. Что говорить, когда они получают диплом об окончании».


«Бен-Гур», 1959 г.

Сегодня гонку на колесницах в «Бен-Гуре» легко можно было бы нарисовать на компьютере, но тогда бы ей недоставало тех жестокости и характерных черт, которые сделали «натуральную» трюковую съемку настолько впечатляющей. Гонка колесниц в «Бен-Гуре» — это самый продолжительный по съемкам трюковой эпизод. Три месяца строительства на итальянской студии «Чинечитта», 15 тысяч статистов, 18 колесниц, половина которых была разбита во время репетиций. Студия MGM потратила на «Бен-Гура» 15 миллионов долларов, и значительная часть этой суммы ушла на самую сложную сцену картины — древнеримскую гонку на колесницах, в которой сражаются два главных героя, еврейский борец за независимость Бен-Гур и римский трибун Мессала. Постановщиком этого долгого, кровавого и чрезвычайного опасного для актеров состязания работал уже знакомый нам эксперт по «конным эффектам» Якима Канутт («Большой» рассказывал выше о его работе в фильме «Дилижанс»), а среди исполнителей трюков был сын классика Джо Канутт. Последний в одном из эпизодов чуть не погиб, потому что трюк пошел не по плану. К счастью, парень отделался лишь небольшой травмой. Однако по Голливуду после этого долго гуляли слухи, что один из каскадеров «Бен-Гура» до конца съемок не дожил.

СЕРГЕЙ:«Там есть такой момент, когда лошади понесли на обломки другой колесницы, и Джо аж подбросило вверх. Этот невольный трюк смотрелся настолько здорово, что его решили оставить в фильме. На монтаже вставили крупно Хестона, якобы забирающегося обратно в колесницу. А Джо Канутт отделался легким ушибом.

Сейчас о таких масштабных каскадерских съемках остается только мечтать. Компьютерная графика режет профессию по-живому. Тем не менее в подобных съемках могут участвовать только каскадеры-конники. Это их поле деятельности. Так же как, например, конник не полезет в сцену битвы на мечах или не станет падать с обрыва. У каждого каскадера своя специфика».


«Человек с золотым пистолетом», 1974 г.

Уникальной для своего времени является сцена из 9-й серии кинобондианы. В финале картины автомобиль агента 007 перепрыгивает через реку, сделав «бочку» — оборот на 360 градусов. Сложнейший и для нашего времени трюк рассчитывался на компьютере и был отснят за один дубль. Каскадерам пришлось перебрать и внести серьезные изменения в конструкцию «прыгающей» машины AMC Hornet X. В частности, была доработана система подачи топлива, чтобы двигатель не заглох, когда перевернутый автомобиль перелетал через реку. «Большой» даже нашел рабочую съемку выполнения трюка.

СЕРГЕЙ:«Прекрасно! Восхитительно! Сам много работаю с машинами, и я в восторге от этого трюка каждый раз, когда вижу его на экране. Филигранная работа. Правда, мне по большей части приходилось разбивать машины. Как-то на одной съемке режиссер решил изменить сценарий и придумал, что машина на скорости въезжает на мост, сбивает ограждение и падает в реку. А для такого трюка необходимо автомобиль специально подготавливать. Устанавливать дуги безопасности, заменять ремни и так далее. А тут режиссер кричит: мол, машину в реку — и ничего не хочу слышать. В общем, сел я в машину, разогнался — и в реку… А там оказалось неглубоко. Очень неглубоко. Машина носом ткнулась, постояла так — и бац — на пузо. Я-то внутри целый. Копошусь, чтобы выбраться. А по берегам тишина. Вылез, народ начинает кричать, аплодировать. В общем, режиссер просто коньяком не отделался. Трюк оплатили по полной».


«13-й район», 2004 г.

Американцы, китайцы и тайцы — безоговорочные лидеры мирового трюкового кино. Однако европейцы иногда тоже показывают класс. Особенно если это режиссеры, работающие под началом Люка Бессона. «13-й район», например, выстроен вокруг паркура, искусства акробатического перемещения по городу. Одним из создателей этого искусства был Давид Белль, сыгравший в «Районе» заглавную роль — борца с несправедливостью Лейто. В самом начале картины персонажа Белля пытаются поймать подручные криминального авторитета, и Лейто приходится убегать, демонстрируя все свои паркурные навыки. Будь то прыжок через окно над дверью, горизонтальная пробежка по стене здания или перемахивание на соседнюю крышу. К сожалению, несмотря на сравнительную популярность «Района» и его сиквела, полноценной кинозвездой Белль так и не стал. Его последняя должность — постановщик паркурных трюков в «Коломбиане».

 

СЕРГЕЙ: «Давид Белль — прекрасный образчик трюкача. Его акробатика выше всяких похвал. Например, в сиквеле «13-го района» все трюки он разрабатывал сам. То есть трюковые сцены изменялись по ходу того, как какие-то идеи появлялись у Белля и он хотел воплотить их в жизнь. Это уже новая школа трюков. Давид Белль, Тони Джаа. Их трюки потрясают своей филигранностью, физической подготовкой исполнителей, реализмом. Но как по мне, так старые добрые взрывы, летающие машины, люди, пробивающие стены, и так далее гораздо ближе сердцу. Все-таки излишний реализм в трюках убивает в зрителе ощущение некоторой сказочности кино».

+