You Always Live Again.Татьяна Замировская о новом альбоме M.I.A. «Matangi»
17 февраля 2014 Культура

You Always Live Again.Татьяна Замировская о новом альбоме M.I.A. «Matangi»

+

Колумнист Татьяна Замировская рассказывает читателям о новом альбоме M.I.A. "Matangi".

Очередной альбом яростной и непримиримой хип-хоп-дивы из Шри-Ланки (ладно, мы знаем, что она из Лондона на самом деле), как и предшествующая работа, называется в честь ее самой: певицу зовут Матанги «Майа» Арулпрагасам. Учитывая, что девочку назвали в честь индуистской богини Матанги, отвечающей за красноречие, ум, силу звучащего текста, музыку и литературу, неудивительно, что она выросла такой бойкой и словоохотливой. Правда, если раньше Майа обличала в своих текстах всех и вся, теперь она решила принципиально отойти от политики, обратившись к своему загадочному прошлому. К тому же продажи предыдущего альбома 2010 года шли как-то не очень — возможно, он вышел слишком нежным, про одиночество в сети и ад «Фейсбука» — а ведь во вселенной непримиримого трущобного хип-хопа про глобализацию и апокалипсис уже царили, например, суровые Die Antwoord. Поэтому Майа поехала в Индию, долго там путешествовала в поисках вдохновения — и в итоге пришла к идее гимнов одноименной богине: теперь она поет про карму и реинкарнацию, смиренно повторяя «ом-м-м», но не изменяя своей манере использовать дикие биты и выворачивающие наизнанку ритмы.

20131101-160222

Новая, просветленная M.I.A. много говорит о том, что решила «не лезть в политику» (при этом в записи и промоушне альбома девушке немного помогал ее давний приятель Джулиан Ассанж), утрамбовывает в свои треки безумные сэмплированные мелодии из индийских фильмов и жестко миксует восточные ритмы с западным подходом к читке и вокалу. Настолько жестко, что даже предупреждает слушателя о том, что это не спа-музыка — никакого расслабляющего массажа под нежный щебет флейт, пацаны. И правда, в итоге вместо спа-салона вы получаете, как метко заметил один британский критик, «хаотичный цифровой шторм из хип-хопа, бхангры, панка, поп-музыки, огненной читки и жгучей игры слов». Бхангра — это такой индийский танец. Вообще-то все правда — звучит альбом так, как будто британские рэперы школьного возраста, объевшись пирожками с кислотой, вдруг обнаружили себя внутри индийского фильма, где все звуки в десятки раз ускорены, а у танцовщиц слишком расширенные зрачки. M.I.A. умудрилась напихать в этот безумный космический корабль «Восток», нашпигованный первобытными ритмами, несколько умилительных поп-мелодий и сладких припевов — поэтому альбом сразу же стал успешным (как минимум на примере сингла «Bad Girls» это уже заметно).

Майа в своем духе устраивает здесь переклички с коллегами — например, название песни «Y.A.L.A.» (You Always Live Again — «Ты живешь снова и снова») перекликается со слоганом рэпера Drake «Y.O.L.O.» (You Only Live Once — «Живем только раз»). Действительно, когда политика заканчивается, остается петь про реинкарнацию и жечь слушательские уши яростным клуб-миксом на тему «безумие и духовность». Диски, рядом с которыми можно поставить этот альбом — пластинка «Ляписов» «Веселые картинки» (где вместо агиток мы слушаем про «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду») и творение панк-дивы Нины Хаген 1999 года «Om Namah Shivay», где Нина внезапно выдает сет мантр в адрес Ганеши, Кришны и прочих своих новых культурных героев. И если в середине нулевых Майа была нам катастрофически необходима со своими обличающими кричалками, то теперь она просто стала неплохой поющей девочкой — альбом, как ни странно, очень женский, пусть даже это и индийское кино под кислотой, где таинственные девушки с мармеладными голосами разматывают фрактальные полотна сари и тают, как сладкая вата в руках. И вот что еще важно: несмотря на более чем 10-летнюю карьеру, M.I.A. по-прежнему не похожа ни на кого, кроме самой себя. И в этом ее очарование.

+