Ди Каприо. Спасибо, что живой. Смотрим «Выжившего»
11 февраля 2016 Культура

Ди Каприо. Спасибо, что живой. Смотрим «Выжившего»

+

Смотреть в кинозале два с половиной часа, как Ди Каприо идет по лесу, корчась от невыносимых страданий, — само по себе физическая боль. Так что еще неясно, кто из нас страдал больше. Анна Ефременко сходила на «Выжившего» и не готова рекомендовать его к просмотру.

Фильм «Выживший» только-только ступил на девственные белорусские экраны, а его уже успели окрестить «выдающимся», «гениальным» и чудо каким красивым. Правда, тех, кто не оценил картину, — меньшинство, и вскоре им придется собираться группами и носить опознавательную символику. Между подслушанной фразой одного из зрителей после просмотра «Это лучшее, что я видел» и тем, как вы захотите достать пистолет, — доля секунды. Предупреждаем: эмоции после фильма — так себе состояние аффекта.

С чем мы согласимся, так это с заслугами оператора Эммануэля Любецки — поистине самого одаренного визионера современного голливудского кино. И то, с каким упоением он снимал сверхкрупные планы наморщенного лба Ди Каприо и страдание в его глазах, действительно завораживает. Впрочем, если вы хотите смотреть «Выжившего» ради Любецки, то я могу сэкономить вам 156 минут — у него чудесный Instagram.

ди-капр

А экономить, поверьте, есть что. За два с половиной часа физических страданий Ди Кап­­рио ты переполняешься своей, сугубо мещанской болью — переживанием за мягкое место. Ведь по сути весь фильм — долгое возвращение героя Ди Каприо с того света. О чем бы вы знали еще до начала картины, если бы российские прокатчики соизволили адекватно перевести на русский название «The Revenant». Другое дело, что сейчас вы знаете куда больше: не о чем кино, а чем оно закончится (стало быть, не зря «Выживший». Но вы же понимаете, что это уже даже не спойлер?).

Интересные факты
1. Фильм основан на реальных событиях. Хью Гласс — американский первопроходец. Наиболее известен тем, что в 1823 году, получив тяжелые ранения в схватке с медведем гризли (в том числе перелом ноги), сумел преодолеть свыше 300 километров по дикой местности без запасов еды и снаряжения, при этом большую часть пути — ползком.
2. В реальности у Гласса не было ни сына, ни жены.
3. Фильм снимался в порядке развития событий в течение 80 дней, разнесенных по 9-месячному периоду. Такой разброс объясняется суровыми погодными условиями и решением режиссера и оператора Любецки снимать только при естественном освещении.
4. За несколько дней до начала проката промокопии фильма «Выживший» попали в интернет, и только за первые сутки было зафиксировано более 739 580 скачиваний.

Строго говоря, в этом фильме вообще тяжело наспойлерить: неожиданных сюжетных поворотов, о которых можно было бы проговориться, нет. Сюжет предсказуемый, а драматическая канва — беззубая. Эволюция персонажа Гласса так и не настигает (чего не скажешь о медведе). Зато вот чего с достатком, так это сентиментальности, пафоса, дешевой философии и метафизики. По-хо­рошему, этого пафоса хва­тит на три среднестатистических фильма-катастрофы и несколько байопиков. И уж точно — на охочего до хеппи-эндов белорусского зрителя.

Сюжет предсказуемый, а драматическая канва — беззубая.

Иньярриту, начавший путь в кинематографе аристократично — с главного мирового киносмотра в Канне в 2000-м — фильма «Сука-любовь», с каждой новой картиной становился все дальше от белых кровей Лазурного Берега и все ближе к трудягам из Голливуда. После «Вавилона», который знаком вам по ванильным статусам школьниц «ВКонтакте», люди сведущие уже было поставили на Иньярриту как на режиссере авторского кино жирный крест. И он в целом не сопротивлялся: «Бьютифул» хоть и был в конкурсе Канн, но после просмотра каждый уважающий себя зритель тактично уходил от ответа на любимое «Так как вам фильм?». Зато чуть повзрослевшие поклонники «Вавилона» возрадовались не на шутку: умное, стало быть, кино, раз там все такие мрачные, драма и мало говорят. Лирическое отступление: по этому параметру в лидерах все же «Джерри» Ван Сента.

дддд

А вот на «Бердмене» торкнуло. И зрителей, которые после статуэтки («Бердмен» — лауреат премии «Оскар-2015» в категории «Лучший фильм». —
Прим. «Большого») вовсе обрушили все торренты, и критиков, оставшихся довольными демонстрацией изнанки актерского ремесла и вообще театрального и, читай, киношного мира. Но при этом и тем и другим пришлось смириться, что перед ними новый Иньярриту — не автор «Сука-любви» и «21 грам­ма», а режиссер громкого пафоса, крупного калибра и витиеватых фраз. Не тот, кто открыл Гаэля Гарсиа Берналя миру до того, как тот стал Че Геварой (и уж точно до «Моцарта в джунглях»), а любитель пригласить на главные роли Брэда Питта, Кейт Бланшетт, Хавьера Бардема уже после того, как они стали Питтом, Бланшетт и Бардемом.

мммммммммм

И то и другое у Иньярриту получилось: он органично, почти как Тарантино (на самом деле нет), перешел в зрительский кинематограф, который неискушенная публика считает «лучшим, что видели в жизни». Правда, Тарантино остался Тарантино, а Иньярриту в угоду «Оскару» окончательно похоронил любые потуги получить «Золотую пальмовую ветвь». А все потому, что кучка снобов-синефилов на набережной Круазетт ждет открытий, новых тайцев и румын, прорыва в кинематографическом языке и революции авторской мысли. А фейсбучное гетто и — ши­ре — полмира только и ждут, дадут ли Ди Каприо «Оскар». И осознание этого само по себе уже физическая боль, с которой нам теперь жить.

Фото:
  • kinopoisk.ru
+