Одноэтажная Америка. Смотрим фильм «Красота по-американски»
29 января 2016 Культура

Одноэтажная Америка. Смотрим фильм «Красота по-американски»

+

«Большой» в свободное время (раз в полгода) любит посмотреть какой-нибудь хороший фильм. В этом случае нужно обязательно останавливать свой выбор на проверенных, то есть тех, которые в итоге не разочаруют. Но это совсем не означает, что нужно смотреть «Красоту по-американски», которая попала к нам в этот раз на препарирование.

Фильмы-лауреаты «Оскара» по обыкновению с пафосом пропагандируют моральные ценности и пробивают на слезу. «Красота по-американски» Сэма Мендеса — уже по этим показателям кино необыкновенное.

Под видом истории нравственно-философского характера режиссер преподнес ироничную, местами пессимистичную житейскую драму. На выходе довольны все: удобоваримая пища для широких масс пришлась по вкусу и академикам, и более взыскательным умам.

Лента Мендеса лояльна к массовой аудитории. Это и объясняет кассовые сборы, превысившие в десятки раз скромный по американским меркам бюджет картины, равный 15 млн долларов. И пусть в 2000-м «Красоту по-американски» периодически упрекали в уступках зрительскому кино — тогда они еще предвидеть не могли провалов Спилберга, Скорсезе и триумфа трилогии Джексона.

Интересно, что
1. Именно парящий в воздухе полиэтиленовый пакет навел сценариста фильма Алана Болла на мысль о «Красоте по-американски».
2. На момент съемок фильма актрисе Торе Берч, сыгравшей дочь Лестера, было 17 лет. И ее родители, в прошлом порноактеры, кстати, должны были дать разрешение на съемки дочери обнаженной. Кроме того, на площадке дежурили представители комиссии по охране детского труда.
3. Главный герой фильма актер Кевин Спейси — большой поклонник Чехова. Несколько лет назад он даже посетил отреставрированный театр им. Чехова в Ялте и дом-музей писателя.
4. Традиционно звучат упреки переводчикам за адаптацию American Beauty как «Красота по-американски», а не «Американская красавица» по названию сорта роз, который становится одним из центральных образов в фильме.

Сюжет картины крутится вокруг изрядно поднадоевших друг другу супругов и их дочери, которая с одинаковым равнодушием сообщает, что копит деньги на операцию по увеличению груди и не будет возражать, если дружок «пришлепнет» ее отца. Атмосфера тотальной апатии уже давно накрыла их дом — да что там — и соседние дома — всю одноэтажную Америку.

Каждый из героев переживает пригородную тоску, которая так точно воссоздана Сэмом Мендесом. Переживания спрятаны за идеальными заборами в идеальных домах, из которых так и норовят выбраться все герои фильма. И когда, наконец, герой Кевина Спейси закуривает травку, покупает машину, «качается» в подвале дома и обращает на себя внимание юной подруги дочери, он начинает жить. Увы, недолго. Такова трагедия американской мечты, достижение которой не означает всеобщего счастья и гармонии.

Мендес не ставил себе глобальную задачу раскрыть природу адюльтера, он просто сделал зарисовки на тему кризиса среднего возраста или тинейджерских комплексов. А потом нет-нет, да и показал в нескольких кадрах ту «американскую красоту», за которую зритель по ошибке принимает белокурую Лолиту. И сделал это даже слишком просто, подручными средствами, видеокамерой соседа, заглядывающего за ставни идеального фасада.

Хобби соседа-вуайериста позволяет нам не просто подсмотреть в щелочку, а увидеть то, что ускользает от остальных героев фильма. И это откровение о глубине вещей Рикки делает на фоне кадров парящего на ветру полиэтиленового пакета.

0d166162e040ac9390b6d8ca60e57ff5

Впрочем, вуайеристский мотив — один из сюжетообразующих в картине. «Одним глазком» смотрит не только соседский паренек с видеокамерой Рикки, но и его отец. Полковник Фиттс начинает следить за соседом и видит то, что неустанно рисует его воображение: Лестера и его сына связывают более глубокие и интимные отношения, нежели дружеские соседские. И вот уже Фиттс обнаруживает в себе скрытого гея, посрамленного и готового отомстить.

Без сомнения, ноги у «Красоты по-американски» растут из мыльных опер. Комичные и стереотипные, на первый взгляд, характеры, схематично прописанные сценаристом-телевизионщиком Аланом Боллом, выходят за пределы отведенных им ролей и разыгрывают настоящую «трагедию по-американски». Фригидная женушка и ее муж, переживающий кризис среднего возраста, их закомплексованная дочь, сосед-тиран и его запуганный сын — все персонажи обнаруживают автономные черты, не заявленные в начале. Даже лидер школьной команды поддержки — отвязная нимфетка Анджела, которая без устали ведет разговоры о сексе, — на деле оказывается неуверенной в себе девственницей.

Цитаты:
Иногда в мире столько красоты, я чувствую, что просто не могу справиться с ней, и мое сердце вот-вот остановится.
***
Трудно хранить злобу в сердце, когда в мире так много красоты.
***
Так здорово осознавать, что ты еще можешь удивлять самого себя.
***
— Мама, я ухожу. Совсем.
— Хорошо. Надень плащ.

И если в 60-е герои использовали бунт как средство против установленного миропорядка, для Лестера бунт — цель, достигнув которой, он вернется к жизни. На смену охочим до мятежа приходят прилежные семьянины, для которых самая замечательная часть дня — утреннее самоудовлетворение в душе (ударение на первый слог). Идеальный заборчик в их жизни простирается далеко на пределы заднего двора, не давая воли эмоциям и желаниям. Поэтому все и норовят пристрелить Лестера — завидуя тому, что он-таки нарушил привычное положение вещей.

kinopoisk

Академики подняли на щит работу Мендеса: 5 статуэток в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучший сценарий» и «Лучшая операторская работа». В каждой из перечисленных «Красота по-американски» была уверенным лидером, но традиционно главная интрига должна была развернуться вокруг неизменного «Лучшего фильма». За «дядюшку Оскара» и последующие миллионные кассовые сборы боролись «Зеленая миля» Дарабонта, «Правила виноделов» Халльстрема, «Свой человек» Манна, «Шестое чувство» Шьямалана и работа Мендеса.

Не сомневались в выборе академиков даже заядлые скептики, ведь «Красота по-американски» — удивительно гармоничное кино на любой вкус. И если все вышеперечисленные работы играют по оскаровским правилам, демонстрируя при случае и чудеса политкорректности, и точно расставленные акценты, и моральные эталоны, в конце концов, то Мендес балансирует на границах этих правил. Судя по выбору академических мужей, баланс засчитан.

+