Дурак дураку — рознь. Смотрим фильм «Форрест Гамп»
22 января 2016 Культура

Дурак дураку — рознь. Смотрим фильм «Форрест Гамп»

+

«Большой» очень любит фильм «Форрест Гамп» и отводит ему место в личном списке «Топ-10». Эта рецензия — тот самый случай, когда «мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции».

«Форрест Гамп» так часто цитируют в ванильных статусах, что хочется пожалеть Земекиса и его работу. А между тем, в прошлом году картину включили в Национальный реестр фильмов США за ее культурные, исторические и эстетические заслуги. За то время, которое минимально должно пройти перед включением фильма в реестр, работа Земекиса переросла все мыслимые жанровые границы и стала поистине притчей об американском национальном характере.

Словом, янки любят оптимистов, даже если у тех слабоумие и пониженный уровень IQ. Ведь, следуя американской логике, когда бессильны и непопулярны политические и экономические реформы, мир спасет вера в себя и свои силы.

90-е годы для США были не сахар по всем фронтам: экономика страны катилась в тартарары, что подвергало сомнениям идею «великой нации», усиливалась политика конфронтации, масла в огонь подливали и волнения 1992 года на почве расовых беспорядков и далее по списку. «Нервным девяностым» нужна была универсальная пилюля, которая заставила бы американцев поверить в свои силы и прослезиться под звуки гимна с «Боже, храни Америку» на устах.

1

«Форрест Гамп» справился с задачей. Миллионы американцев от мала до велика заполонили кинотеатры. Образ наивного, простого, безоговорочно верящего людям ребенка в теле взрослого мужчины стал настоящим открытием и породил целое культурное явление в США — «гампизм».

Сомневаюсь, что какая бы то ни было еще нация сможет возродиться через слезы очищения перед экраном, глядя, как персонаж Тома Хэнкса получает ранение, пардон, в зад. Но американцы доверяют мифам, созданным на родной земле, оттого и не меркнет популярность фильма спустя почти двадцать лет.

Интересно, что
1. Предприимчивые американцы после выхода фильма открыли сеть ресторанов морепродуктов по всей стране «Bubba Gump Shrimp Company». Напомню, что именно так называлась фирма, которую Форрест Гамп основал в честь своего друга Баббы.
2. Ноги актера Гэри Синиза, сыгравшего покалеченного после войны лейтенанта Дэна Тэйлора, обернули специальным синим полотном, что дало возможность потом «стереть» их при помощи компьютерных технологий.
3. По словам друга Роберта Земекиса, писателя Боба Гейла, когда в школе кинематографического искусства все смотрели ленты французской «новой волны», они с Земекисом пересматривали любимых Иствуда, Уолта Диснея и фильмы о Джеймсе Бонде.

«Форрест Гамп» интересен, в первую очередь, как явление соци­альное, нежели кинематографическое, хотя оспаривать его эстетические заслуги не поднимется язык даже у самого отъявленного критика. Утомленные борьбой за идеал «американской мечты», янки восприняли гамповское «Я устал» как откровение. Бесцельно пересекающий туда-сюда американский континент Гамп в один момент останавливается и возвращается в родной город, где будет растить маленького Форреста. Этот наивный образ захватил американцев похлеще любой популярной философии.

ывп

На роль любимца Америки Земекис без колебаний пригласил Тома Хэнкса, которого годом ранее озолотили первым в карьере «Оскаром». И хоть сильных актерских работ в картине было несколько, Форрест Гамп в исполнении Хэнкса перетягивает одеяло и заставляет зрителя два с лишним часа переживать свою трагедию.

Созданный Земекисом образ Иванушки-дурачка, глупого, но невероятно везучего, пришелся по душе американским зрителям. Гринго прониклись самой идеей, что удача так и падает на бедную гамповскую голову только потому, что он — сын Америки. А истинному сыну Америки повезло уже тем, что он родился на «благословенной земле». И не нужно ничего делать, достаточно лишь подставлять ладони, пока с неба сыплются золотые монеты. И как после такого не умоешься очищающими слезами?

45ц7

Киноакадемики не нашлись, что ответить, и одарили работу Земекиса шестью статуэтками «Оскар», в числе которых почетные «Лучший фильм», «Лучший ре­жиссер», «Лучшая мужская роль» и «Лучший адаптированный сценарий». Эстетические достоинства подчеркивают награды за монтаж и визуальные эффекты. Пожалуй, последние отличаются оригинальностью и по сей день. «Форрест Гамп» доказывает, что новые технологии — это не только пиршество 3D, Bullet time, CGI и двухметровых синих людей. Спецэффекты вполне органично могут служить и раскрытию классической истории, когда, скажем, герой Хэнкса появляется в кадрах хроники рядом с президентами Америки в самые важные моменты истории страны.

Цитаты:
«Моя мама всегда говорила: «Жизнь, как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется»
***
«Кто дурак, тот сам знает»
***
«Не бывает плохих времен, бывают плохие люди»
***
«Я был мультимиллионером, поэтому я косил газоны бесплатно!»

Это включение главного персонажа в исторический контекст — определенно постмодернистский прием, однако постмодернизм Земекиса не так сложен, как постмодернизм Тарантино, что делает его еще ближе к рядовому американскому зрителю. Впрочем, кому вообще интересно анализировать всякие там отсылки, когда только и успеваешь, что утирать нос платком. Аналогичного мнения были и профессиональные зрители, поэтому так лихо проигнорировали «Криминальное чтиво» на раздаче золотых статуэток в 95-м.

«Форрест Гамп» сегодня в числе лидеров разнообразных списков «Лучших фильмов всех времен и народов». С равным умилением о нем говорят обремененные обстоятельствами немолодые мужчины и не обремененные интеллектом наивные школьницы. И коль уж наши национальные фильмы обречены на неизменный военный антураж — образ бравого солдата Швейка несколько харизматичнее набивших оскомину кадетов.

+