Как стать диктатором
26 ноября 2016 Культура

Как стать диктатором

+
«Большой» смотрит «Детство лидера» про то, как светловолосый кудрявый мальчуган вырастает в тирана и диктатора и оставляет любые параллели на вашей совести.

28-летний актер Ханеке и Араки снимает фильм в исторических декорациях Первой мировой войны за скромные три миллиона долларов и становится главным дебютом года. Тут возможен очередной пинок «Беларусьфильму», но у джентльменов не принято бить лежачего.

Брэйди Корбет мог и дальше сниматься у фестивальных режиссеров и не забираться по другую сторону камеры. Но он забрался и сделал громкую заявку на место своих учителей — стул уже несут.

За изобретательность и живописность картинки Корбету-режиссеру прощаешь те огрехи, за которые иным авторам в летах и с погонами прописал бы ремня. Оборванные сюжетные линии, длинноты, которые сперва покажутся милыми сердцу голодного любителя артхауса, но после заставят побрюзжать. До кучи многозначительность, за которой может стоять, а может и нет, смысл. Но любые шероховатости с силой утюга с нержавеющим покрытием разглаживает общая картина: собранные воедино литературная основа, актерские работы, звук, свет, камера и гнетущие обшарпанные декорации.

Детство лидера

«Детство лидера» раздает интеллектуалам авансы уже тем, что считается вольной экранизацией рассказа Сартра. И пока чопорные любители французской словесности будут вылавливать аллюзии на прочие литературные труды, Корбет позволяет себе вольности и интерпретации. По-хорошему, оставив от Сартра декорации и самого героя.

В этой истории, в общем-то, все предельно понятно и узнаваемо. «Детство лидера» прогуливается где-то рядом с озолоченной в Канне «Белой лентой» Ханеке, ходит вокруг да около триеровских работ и водит тесную дружбу с любыми экранными братьями Фрейда. Для тех, кто любит распустить ручонки при одном только упоминании короля психоаналитики, у Корбета свежеиспеченный десерт с вишенкой на торте — его герои те еще любители пристроить руки куда не просят.

Детство лидера

Впрочем, никакой чувственности. Герметичные персонажи этого рассказа как на подбор: холодную матушку играет аристократично бледная Беренис Бежо, батюшку — Лиам Каннингэм, заезжего друга матери — оволосевший Роберт Паттинсон, на которого без придыхания все еще не могут смотреть поклонницы «Сумерек». А молоденькую учительницу французского изображает хрупкая Стэйси Мартин (вы помните ее хоть в грудь, хоть куда еще по триеровской «Нимфоманке», отчего первые сцены с ее участием становятся несколько пикантнее, чем следовало бы). Отборному кастингу американца не уступает художественная составляющая: костюмы и декорации настолько идеально вторят общей атмосфере картины, что вы невольно поежитесь при очередном виде обшарпанных бетонных стен в детской мальчика или родительской спальне.

Детство лидера

Второй раз поежиться вас заставит скрипучая музыка Скотта Уокера, которая угрожающе откроет первую сцену и рефреном завершит последнюю. А под этот аккомпанемент вальсирует камера Лу Кроули, демонстрируя на большом экране всю пластику и гибкость, которые еще свойственны 35 миллиметрам. Резкие кульбиты и манерные повороты из стороны в сторону, длинные планы и статика с нервозной эпизодической динамикой — у Кроули хватило бы арсенала на три разных фильма, но они уместились в одном.

Детство лидера

Глобально Корбет исследует тему зарождения психопатии и тирании, ее истоки и эволюцию. Но делает это с многочисленными отступлениями, что придает стройной истории пышный объем в отдельных местах. В тех же, что отвечают за актуальность, Корбет припрятал уже упомянутые витиеватые многоточия. Внятно проговорив лишь то, что диктатура хоть и поистрепалась маленько, но в целом чувствует себя бодрячком. Только мы обещали не показывать пальцем.

Что еще посмотреть

 

Зеленая комната

«Зеленая комната»

2015

Режиссер: Джереми Солнье

Триллер Солнье только кажется сугубо жанровым развлечением, а на поверку забирается на ту же территорию. Его герои живут в нулевых, о фашизме знают из учебников истории, но ничто не мешает им этой идеологии придерживаться.

 

Белая лента

«Белая лента»

2009

Режиссер: Михаэль Ханеке

Стилизованная под классическое черно-белое кино, лента Ханеке разворачивается в декорациях 1913–1914 годов и рассказывает примерно о том же — истоках тирании, природе жестокости и зла. «Золотая пальмовая ветвь» Канн как гарантия эстетического и ментального удовольствия.

 

Догвилль

«Догвилль»

2003

Режиссер: Ларс фон Триер

Эталонная триеровская драма с Николь Кидман хоть и исследует смежные темы, но больше говорит о том, что скрывается за личиной добра и как легко наружу выходит зло. И о насилии как критической отметке.

+