Как в белорусском поле снимают кино о конце света
25 января 2016 Культура

Как в белорусском поле снимают кино о конце света

+

Короткометражный фильм о последнем человеке на Земле снимают в бескрайнем белорусском поле — а оно осенью и без спецэффектов похоже на планету после ядерного взрыва.

Команда Pirat Studio снимает кино «Двадцатьшестнадцать» о вечном — в спартанских условиях, с формой оплаты труда «за еду». Впрочем, так оно даже лучше: зато главный герой, тот самый последний человек на Земле и по совместительству единственный актер короткометражки, и без грима выглядит правдоподобно — худощаво, жалобно, одиноко. Актер НАДТ им. М. Горького Сергей Юревич, который снимается в короткометражке, признается, что играть без партнеров гораздо легче. «Никто не мешает», — шутит он.

Бескрайнее поле для съемки находится в 30 километрах от Минска (не так далеко, чтобы возить съемочную группу и аппаратуру). За четыре дня Pirat Studio предстоит снять 9 минут видео, а самая сложная задача ляжет на плечи звукорежиссера: без слов, а только с помощью звуков отразить переживания главного героя, его мысли и тоску по прежнему миру.

3.1

14

Я еду на место съемки вместе с водителем команды Алексеем. Чтобы не испортить дубль автомобилем в кадре, Алексей предварительно звонит ребятам: можно приближаться к последнему человеку на Земле? Можно.

— Если хотите фотографировать, начинайте сейчас, потому что скоро замерзнете, — предупреждает меня Надежда Илькевич, продюсер короткометражки.

1.1

8.1

В перерывах между съемками ассистент накидывает куртку на актера, который одет в светлую рубашку и черные брюки, — в поле холодный ветер. Остальная съемочная группа и так закутана до ушей: не простудиться бы с 6 утра до 9 вечера.

Эти утепленные ребята из «Двадцатьшестнадцать» — финалисты конкурса Kinosprint, прошедшего в рамках первого белорусского питчинга этим летом. Питчинг — что-то вроде стартапов в мире кино. Приходит команда, рассказывает о своей идее, а инвесторы выбирают то, что приглянулось, и спонсируют. Во всем мире эта практика работает уже много лет. В Беларусь, как обычно, инновации приходят не сразу.

2.1

Снять короткометражку на заявленную тему «Экология и защита окружающей среды» захотели 26 команд — из них выбрали только три. Победители получили возможность консультироваться у профессионалов — и, конечно же, бесплатное оборудование и реквизит. И приступили к съемкам.

5.1

7.1

— В наших реалиях снять авторское кино практически невозможно. В белорусских кинотеатрах белорусское кино не идет, как бы абсурдно это ни звучало, — с грустью в глазах говорит Надежда, продюсер «Двадцатьшестнадцать».

Надежде 27 лет, она ивент-продюсер, работает над проектом «Школа супергероев» и другими городскими акциями и фестивалями. «Двадцатьшестнадцать» — первый опыт работы Нади в киноиндустрии. Режиссеры короткометражки Дмитрий Рачковский и Андрей Кривецкий к кино ближе — они актеры. А автор сценария — и вовсе известный белорусский драматург Дмитрий Богославский.

10.1

17

Собрать почти профессиональную команду единомышленников, по словам Надежды, оказалось совсем не сложно и без гонораров. Люди искусства объясняют это просто: надоело сниматься в рекламе, хочется показать себя. Но опять же, если бы не победа в конкурсе, пришлось бы просиживать время в ожидании своего звездного часа на кастингах.

За девять минут фильма последний человек на Земле не произнесет ни слова. По сюжету главный герой ведет размеренный образ жизни. Каждый день встает в одно и то же время и пишет письма. Кому? Людям, которых больше нет рядом. Затем оставляет конверты в почтовом ящике… Но человеческому терпению приходит конец. Герой разбивает почтовый ящик и там находит открытку с изображением мегаполиса. Последний человек на Земле решает построить город из подручных материалов… Обойдемся без спойлеров: концовку фильма команда и нам не раскрыла.

Эта короткометражка-притча показывает, что человек всегда будет стремиться к общению. В одиночку не выжить. Или есть шанс?.. И не только для последнего человека на Земле, но и для белорусского кинематографиста.

30

Поговорила с командой — и стало грустно. То ли из-за того, что с таким отношением к экологии на Земле действительно скоро случится апокалипсис, то ли из-за того, что человечество не доживет до тех прекрасных дней, когда в Беларуси появится достойный кинематограф.

— Я вижу культурный подъем в Беларуси, — рассуждает Надежда. — Коворкинги и кофейни — это хорошо, но с кино по-прежнему сложно. Хорошей школы нет. Профессионалы уезжают. Наверно, так исторически сложилось — в Беларуси сложно что-то создавать.

Но Pirat Studio пытаются — и мечтают разрушить стериотип о том, что белорусское кино — это Великая Отечественная война с разных ракурсов или блокбастер о каинитах и авелитах. Создатели «Двадцатьшестнадцать» планируют участвовать в Манхеттенском фестивале короткометражного кино и других мировых фестивалях. Словом, хотят громко заявить о себе. Премьера короткометражки планируется совсем скоро — 26 января. Что из этого выйдет? Посмотрим.

Фото:
  • Анна Заплатина
+