Кинотеатр повторного фильма: «Бэтмен»
13 сентября 2015 Культура

Кинотеатр повторного фильма: «Бэтмен»

+

«Большой» пересматривает старые части «Бэтмена», чтобы понять, откуда пошла эта мода на переодевания для вечерних игр в кошки-мышки.

Напялить на себя столько латекса без намека на удовольствие? У «Бэтмена» изначально было так себе шансов на успех. Но фантазия Тима Бертона сделала свое дело — любой самый заурядный миллионер мог влезть в костюм из кожзама, плащ и превратиться в ходячую, пардон, летающую сексуальную фантазию. Впрочем, теперь для этих целей сгодился бы и просто бэтмобиль. Из салона. В полной комплектации.

Если отбросить девичьи сопли и излишнюю маскулинность, то лучшими частями «Бэтмена» единогласно нужно признать «Бэтмен возвращается» да «Темный рыцарь». Первую — за отточенную визуальную стилистику Бертона, вторую — главным образом за завораживающие пару сцен Хита Леджера в роли Джокера. В остальном экранизации комикса про летучую мышь так и остаются экранизациями комиксов — попытки экзистенциальных рефлексов заканчиваются в тот момент, когда герою полагается по сценарию сказать свою реплику.

kinopoisk111

И вместе с тем именно экранизации комиксов становятся самыми высокобюджетными фильмами года. Потому что снять одиозную фестивальную «чернуху» можно на любительскую камеру с непрофессиональными актерами, а от комикса ждут непременно дорогих спецэффектов и Скарлетт Йохансон. И это при том, что, отбросим разговоры о культовых персонажах и влиянии на поп-культуру, комиксы остаются набором картинок да реплик. Справиться с такой задачей по силам любому сколь-либо профессиональному режиссеру. И вуаля — к столу подается свежеиспеченный продукт масскульта. Судя по сборам унизительного для франшизы фильма 1997 года «Бэтмен и Робин», публика не подавится даже Шварценеггером.

После нескольких комедийных экранизаций «Бэтмена» 40-х и 60-х годов фильм Бертона действительно смотрелся оригинально. На место нелепых историй про супергероя пришла повесть об изгое, об одинокой душе и поисках справедливости. Только вот в первом «Бэтмене» Тим Бертон так увлекся визуальной индивидуальностью фильма, что позабыл об индивидуальности героя. На выходе мы получаем выдающегося злодея, бравурного шута Джокера и так себе супергероя в образе летучей мыши. Джек Николсон переиграл Майкла Китона, как ваш 12-летний племянник обставил бы вас в Angry Birds. Умей вы обращаться с играми на смартфоне.

Интересные факты:
1. Дизайнер Энтон Ферст для придания Готэм-Сити более зловещего и уродливого вида смешал несопоставимые архитектурные стили. Результат превзошел все ожидания.
2. Джек Николсон за роль Джокера вместо гонорара получил 60 миллионов долларов за счет отчислений от прибыли и получает их до сих пор с каждого показа фильма, за что попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Бертоновскому Бэтмену не хватило многослойности и глубины. Тех самых, которые бы возвели образ человека-летучей мыши в статус архетипа для дальнейших сиквелов. Зато с декорациями постановщики пофантазировали на славу. Таким, как у Бертона, Готэм не представляли даже авторы комикса Боб Кейн и Билл Фингер.

kinopoisk

Бертон не дал ощутить Бэтмена как личность, глубоко страдающую. История с потерей родителей — скорее воспоминание, породившее желание мстить, нежели попытка провести сеанс психоанализа и нащупать чувство вины, одиночество сиротства и все остальное, что так любят в красках живописать американские сценаристы. Рожденный после Великой депрессии и накануне Второй мировой войны, Бэтмен мог бы стать символом эпохи. А вместо этого с экрана на вас смотрит пассивный Китон, который и с ролью миллионера-то справляется на полдюйма, а супергеройствовать у него выходит совсем уж неказисто.

С другой стороны, излишнюю невзрачность Бэтмена с национальной белорусской добротой можно оправдать тем, что комикс планировался как ответ истории о Супермене. Только с меньшим уклоном на суперспособности, но с преобладанием человеческого. Впрочем, можно сколько угодно ругать Китона за роль Бэтмена, но кого мы обманываем: хуже Джорджа Клуни в костюме летучей мыши с сосками навыпуск быть никого не может.

kinopoisk2222

Другое дело, что история о сироте, который решает мстить за смерть родителей и вообще наказывать беззаконие, так пришлась по вкусу публике во всем мире, что откровенно провальные фильмы у франшизы можно сосчитать по пальцам. Фанаты находили оправдание любым сценаристским проколам и не прощали только одного — недостаточную зрелищность и масштабность. А с этим у всех после Бертона не было никаких проблем.

kinopoisk33333

Цитаты Джокера из фильма
Готэм-Сити всегда вызывает улыбку на моем лице. (Берет газету.) «Летающий урод терроризирует?» Погодите, вы еще меня не видели.
***
В полночь я разбросаю двадцать миллионов наличными перед толпой. Не волнуйтесь обо мне, у меня есть еще.
***
А теперь, друзья, пора задать вопрос: «Кому вы доверяете?» Мне? Я свободно раздаю деньги.
А где же Бэтмен? Он сидит дома и стирает свои колготки!

Опыт экранизаций «Бэтмена» — полезный пример для отечественной киноиндустрии. Гормональный стимулятор для пубертатного периода «Беларусьфильма» — не партизанские истории в декорациях Великой Отечественной, а комиксы о супергероях. Снятые на натуре Полесья, белорусские комиксы вполне могут завоевать аудиторию. Хотя бы ту, которая не сводила глаз с сосков Джорджа Клуни.

И возьмите на главную роль Хлестова — ему так идет латекс.

+