Кинотеатр повторного фильма: «Дорога»
7 ноября 2015 Культура

Кинотеатр повторного фильма: «Дорога»

+

«Большой» любит углубиться в нравоучения. Это можно сделать незаметно в рамках кинорецензии. В данном случае рецензия получается скучноватой, зато «Большой» все равно достигает своей цели. На этот раз смотрим «Дорогу» с Вигго Мортенсеном в главной роли.

Если бы Кормака МакКарти проходили в школе, то фильм «Дорога» австралийца Джона Холлкоута стал бы спасением для ленивых учеников.

Уже изрядно набили оскомину однотипные разговоры вокруг любой экранизации: что лучше — книга или фильм. Пока упрямые зрители сталкиваются лбами с фанатичными читателями, поучительно напомню, что кино — материя синтетическая, а отношение книги к фильму лучше рассматривать с позиции того, каким образом литературный материал перенесен на экран. Как прилежные ученики, обратимся к первоисточнику — лауреату Пулитцеровской премии (а такое добро на дороге не валяется), роману Кормака МакКарти «Дорога».

kinopoisk.ru

Не спешите навешивать на книгу ярлык «антиутопия» и отправлять на пыльную полку. МакКарти — никакой не утопист, не футуролог и не фантаст, он — писатель-визионер. Большую часть повествования МакКарти создает атмосферу, передает состояния, рисует пейзажи, а не занимается созданием экшена. Нет ни живописаний тлеющих остатков мироздания, ни жутковатых подробностей быта каннибалов — этот мир будущего интересует писателя меньше всего. А если вчитаться внимательнее, легко «подловить» МакКарти на том, что созданный его воображением конец света не далекое будущее, а «Дорога» не назидание грядущим поколениям. Это притча о «здесь и сейчас», авторская рефлексия о том, в какие тартарары катится мир, когда жизнь сводится только к поиску пропитания и нормальных ботинок, а нравственность описывается простой формулой «хорошие люди не едят людей».

Цитаты из фильма :
«Днем солнце обходит землю,
как скорбящая мать со свечой»
***
«Ты забудешь то, что хочешь
помнить, и будешь помнить то,
что хочешь забыть»
***
«Если ты не держишь слово в мелочах,
то обязательно нарушишь в главном»
***
«Неровные дырки в ремне —
хроника голода».

Оттого-то и пересказать содержание «Дороги» проще, чем восстановить в памяти в деталях коронный анекдот: отец и сын в постапокалиптическом мире идут на юг. Все живое умерло, люди разделились на стервятников (читай — «плохих») и несущих огонь внутри себя (читай — «хороших»). Поэтому от экранизации ждешь скорее чуткой и талантливой операторской работы, нежели крепкой режиссуры.

04

Ожидания оправдались с лихвой. Мрачные холодные пейзажи, переданные камерой одного из лучших европейских операторов Хавьера Агирресаробе (призы Гойи, Сан-Себастьяна, «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля), достойны как минимум места фонового рисунка рабочего стола любого поклонника мира постапокалипсиса. Режиссура куда менее опытного Хиллкоута просматривается лишь в отдельных эпизодах (местами в ткань повествования закрадывается саспенс, но зрительское ожидание тут же обламывается). К слову, добавь режиссер еще немного триллера, это приблизило бы «Дорогу» к массовой публике, оттолкнув, правда, саму идею философской притчи (о степени востребованности последних у большинства зрителей умолчим).

Интересно, что :
1. Вигго Мортенсен — основатель издатель­ства Perceval Press и автор нескольких книг стихов, оформленных его фотографиями и картинами. Кроме того, актер выпустил три диска джаз-музыки.
2. Большинство съемок прошло на юго-западе Пенсильвании в окружении каменноугольных бассейнов и дюн, а также в окрестностях заброшенной пенсильванской автомагистрали. Другая часть была отснята в разрушенных ураганом «Катрина» районах Нового Орлеана.
3. Мортенсен — один из самых необщительных звездных актеров в Голливуде. Он не раз признавался в интервью, что обожает жить в лесу вдали от людей, ходить босиком и ненавидит в интервью говорить о семье и личной жизни.
4. На счету 16-летнего актера Коди Смит-МакФи уже больше десяти ролей в кино и на телевидении. Сегодня его относят к детям, заработавшим первый миллион.
5. Особую атмосферу в картине подчеркивает саундтрек Ника Кейва, поддерживающий дух хаоса и трагедии.

Под чутким контролем сценариста Джо Пенхалла «Дорога» местами вовсе сворачивает на территорию мелодрамы, делая акцент на искусственно скроенных диалогах о высших материях. Местами и сам МакКарти грешит подобным наивом, закладывая в уста мальчика разъяснения, кто хороший, а кто плохой. Однако все же особый климат на дороге поддерживается другими эпизодами, когда герои МакКарти после долгих дней пути перебрасываются минималистичными репликами на манер « — Что это, пап? — Сморчки, это сморчки. — Что такое сморчки? — Грибы такие. — Их можно есть? — Можно. Возьми, попробуй. — Они вкусные? — Попробуй».

07

Дрейфуя в жанровом разно­образии от триллера до роуд-муви, «Дорога» больше походит на зарисовку, которой и режиссер-то нужен скорее не как автор, а как направляющий. Хиллкоут переставляет фигурки в пространстве, а они бредут себе к мифическому югу, дорога к которому представляется уже не целью, а средством существования. В фигуре истощенного и в лохмотьях отца актера Вигго Мортенсена узнаешь не сразу: гримеры постарались на славу, обозначив на лице верные признаки голода, мук и терзаний. Своим мощным актерским соло Мортенсен идеально вписался в образ отца, находящегося на грани страха, безумия и самопожертвования. Словом, в зрителе должны проснуться самые искренние чувства сопричастности и сопереживания, что по логике и должна рождать хорошая мелодрама.

В свое время в Венеции Хиллкоуту дали кредит доверия, отметив призом Гуччи фильм «Предложение». Спустя четыре года картина «Дорога» числилась в основном конкурсе Мостры. Новая работа режиссера — «Самый пьяный округ в мире» — попала в этом году в главный список Каннского кинофестиваля. Подобная тенденция говорит о том, что рано сбрасывать австралийца со счетов — на обочине он не останется в любом случае.

+