В США умер «Лейтенант Коломбо»
21 июля 2011 Культура

В США умер «Лейтенант Коломбо»

+

Самый известный актер со стеклянным глазом, человек, которому одинаково хорошо давались роли комедийного и драматического плана, общелюбимый лейтенант Коломбо — Питер Фальк ушел в мир иной на 84-м году жизни.

Маленький, неуклюжий, забавный — именно таким запомнился нам американский актер Питер Фальк. Мы испытывали к нему непонятную тягу, словно он приходился нам дальним родственником. По большому счету, так и было. Отец Питера был польским евреем, мать происходила из России. То есть, если убрать все за и против и прибегнуть к методу «золотой середины», то Питер Фальк был, безусловно, белорусом. По крайней мере, не лишайте нас права в это верить.

Коломбо — свет, а Неколомбо — тьма. Коломбо — не волк, в лес не убежит.

Детство Питера Фалька прошло в Нью-Йорке. Он рано столкнулся с трудностями. В возрасте трех лет ему удалили правый глаз из-за ретинобластомы. Отличный сюжет для приключенческого романа. Одноглазый мальчишка страдает из-за своей внешности, но затем переламывает себя и ищет гармонию с действительностью. Ему нужно быть сильным и преодолеть себя. Он выступает в детском театре, играет в бейсбол. Ведет активный образ жизни. Рвется в армию, с горем пополам попадает в Военно-морской флот США. А после — на подмостки Бродвея. И все для того, чтобы доказать, что он ничем не хуже других, пусть у него и нет этого чертового правого глаза.

Отличный психологизм в духе сильных прозаиков. Перебороть себя было непросто. Для этого нужно было обладать оптимизмом и здравой самоиронией. Как вспоминал с присущим черным юмором о своем детстве Питер Фальк: «Прекрасно проснуться и обнаружить в три года, что у тебя только один глаз. Помню, как мы стояли с мамой у витрины галантереи и выбирали мне повязку. Правда, когда я немного подрос, мне сделали стеклянный… В жаркую погоду он причинял сплошные мучения. Более практичным был глаз из пластика, но он появился позже».

Актер со стеклянным глазом вошел в мир большого кино и не исчез под высокими волнами конкуренции. В 1968 году Питер Фальк начинает сниматься в сериале «Коломбо», который впоследствии стал настолько успешным, что выходил вплоть до 2003 года. А значит, в сериале было что-то такое, что обеспечило ему успех покруче «Санта-Барбары» и прочих мыльных пузырей. Гарантом успеха был, безусловно, сам Фальк, а точнее — созданный им образ чудаковатого детектива, который разматывает клубки преступлений и водит по ветеринарным врача своего смешного вислоухого пса.
PeterFalk Вообще, Коломбо — это уже имя нарицательное, которое может выступать универсальным образом любого фольклора. Например, вставьте его имя в первую вспомнившуюся крылатую фразу, и вы убедитесь, как она гармонично звучит. Коломбо — свет, а Неколомбо — тьма. Коломбо — не волк, в лес не убежит. Один Коломбо хорошо, а двое — лучше. Мал Коломбо, да увесист. Причина такой универсальности заключалась в том, что Коломбо был своим в доску. Комиссар Катани был крутым, но слишком серьезным. Инспектор Жак Клузе («Розовая пантера») — смешным, но слишком придурочным. Эрклюль Пуаро слегка напрягал интеллектом и снобизмом. Коломбо же, если сказать по-белорусски, был из народа и для народа. Неуклюжим, неряшливым, смешным, но в то же время — хитрым и мудрым. Он появлялся в своем неизменном плаще с неизменным бассетом и на вопрос: «Как зовут вашу собаку?» — честно отвечал: «Не знаю. Она не отзывается ни на одно имя, которое я ей давал». Наверное, что-нибудь в таком духе мог сказать Курт Кобейн или Сид Вишез.

peter-falk-plays-columbo-playback-image-2
Лейтенант Коломбо смотрел на мир с неподражаемым прищуром. Мы следили за тем, как он выводит преступников на чистую воду и невольно улыбались. Потому что тоже хотели быть похожими на Коломбо — крутыми и востребованными, но при этом свободными и независимыми от строгих костюмов и рамок этикета. Коломбо был взрослым ребенком, художником в плаще детектива, который жил приключениями и плевал на всю творящуюся вокруг конъюнктуру с колокольни.

Фальк победил обстоятельства и доказал, что внешность — это всего лишь оболочка, за которой скрывается харизма. В любом случае его стеклянный глаз стоит сотни живых, но в то же время мертвых глаз ликующей кинобратии.

+