«А это что, примерочная?» Как «Большой» ходил на выставку изобретений Леонардо
28 февраля 2015 Культура

«А это что, примерочная?» Как «Большой» ходил на выставку изобретений Леонардо

+

Зеркальная комната больше похожа на примерочную, весь осмотр длится пятнадцать минут, а часть экспозиции и вовсе не доехала. Завтра открывается выставка изобретений Леонардо, которую рекламируют уже полгода. Корреспондент «Большого» внимательно осмотрела все экспонаты и рассказывает, чего от них стоит ждать, а чего — нет.

– А у вас лишнего билетика на выставку не найдется? – жалобно интересуется женщина средних лет.

Надо же, какой ажиотаж! Отрицательно качаю головой и гордо поднимаюсь по ступеням Национального художественного музея. Атмосфера располагает: ковровая дорожка, мужчины в золотой диковинной одежде, — выставка «Изобретения Леонардо да Винчи» открывается с помпой.

untitled-4797

Австралийская компания «Гранде Эксибишнс», наверное, осознала, что балованного 3D и DOLBY зрителя уже не поразишь в самое сердце оригиналом «Моны Лизы», и решила смешать классическое искусство с современными технологиями в пропорции 1:10. Задумка оказалась успешной: по всему свету разъезжают впечатляющие проекции картин экспрессионистов «От Моне до Сезанна», мультимедийное «101 изобретение, которое изменило мир», — а до Минска спустя девять лет добрался Да Винчи. От выставки работ художника, изобретателя, учёного и просто гения я ожидала многого – может быть, чересчур. Громкое событие анонсировали еще в прошлом году и нагнетали ажиотаж до самого последнего момента: не удивительно, что билетов не достать на неделю вперед.

Согласно классическому рецепту отечественного «закрытого открытия», журналистов пригласили на выставку раньше, чем всех остальных: обычные посетители смогут попасть внутрь только в воскресенье 1 марта, а мы оказались в музее уже в пятницу. Благодарные речи министра культуры, итальянского посла и организатора, взмах ножниц, падение красной ленточки – и вот уже толпа рвется созерцать. Тихая, почти неслышная девушка-экскурсовод, чудом не сметенная толпой экскурсантов, завладела вниманием десятка-другого гостей, в том числе самых высоких – остальным ничего не оставалось, кроме как начать самостоятельный осмотр.

untitled-4849

На выставке «Изобретения Леонардо да Винчи» нас поджидали – правильно, изобретения Леонардо да Винчи. «Разработанная совместно с музеем Leonardo da Vinci Museo в Италии, эта выставка является воплощением гениальности Леонардо как изобретателя, ученого и инженера, — гласил анонс. — Все экспонаты созданы итальянскими ремесленниками точно в соответствии с рукописями Леонардо да Винчи, при этом использовались техника и материалы эпохи Возрождения». Очень скоро я обнаружила, что главный материал эпохи Возрождения – это дерево, а техника – пожалуй, молоток и гвозди. При помощи этих удивительных предметов ловкие австралийцы создали велосипед, автомобиль, самолет, танк, дыхательный апарат и даже подводную лодку – такими, какими они представлялись пытливому уму Леонардо в XV веке.

untitled-4875untitled-4839

untitled-4832

Предвижу безусловный восторг у детей и инженеров, но… «Я захожу в зал, вижу: стоят изобретения самого да Винчи. Охраны нет, что-то даже можно руками трогать. Ужас! Как так можно с исторической ценностью? — со смехом будет делится потом со мной впечатлениями знакомая журналистка. – Потом поняла, что все это – только копии».

untitled-4802

untitled-4825

Копии, копии, копии. Свои чертежи да Винчи в реальность не воплощал, так что здесь все чисто. Но вот репродукции, точнее, распечатанные картины да Винчи в рамах вряд ли должны украшать стены Национального художественного музея. Здесь нет ни одной аутентичной вещи, и это не музейный, а образовательно-развлекательный проект. Столь любимая сегодня «интерактивность» на практике вылилась в возможность потыкать пальчиком в пару мониторов и подергать за ручки нескольких механизмов.

untitled-4815

untitled-4822

Наибольший восторг у зрителей вызвала «зеркальная комната»: каждый зашедший туда дробится и множится не бессчетное число отражений, – правда, она демонстрируется без сопроводительной таблички. Конечно же, только для того, чтобы по вопросу: «А это что такое? Примерочная?» – вычислять непросвещенных.

untitled-4830

Но даже несмотря на селфи в зеркальной комнате, в меру любознательный зритель справится с выставкой за пятнадцать минут – и, внезапно обнаружив себя в кафе с острой нехваткой 110 000 белорусских рублей, печально спросит: “И все?”.

И все. Судя по официальному сайту, белорусской версии Леонардо да Винчи не хватает еще двух залов: темных комнат, где на стены по технологии SENSORY4™ проецировались бы картины итальянского живописца, красивые и впечатляющие.

Я выхожу из последнего выставочного зала, впечатленная итальянским гением, но слегка разочарованная исполнением, – и вдруг улыбка Мона Лизы касается моих губ. На входе все еще стоят мужчины в золотых костюмах, но помпезны они только лишь до колена: именно здесь кончаются расшитые панталончики и начинаются мужские волосатые ноги, обутые в черные туфли на белый носочек. Символично, не правда ли?

untitled-4878

Фото:
  • Глеб Малофеев
+