Лучший альбом 2013 года. Татьяна Замировская об Arcade Fire «Reflektor»
12 февраля 2014 Культура

Лучший альбом 2013 года. Татьяна Замировская об Arcade Fire «Reflektor»

+

Татьяна Замировская восхищается новым альбомом Arcade Fire "Reflektor".

Год заканчивается, а о том, какой альбом был лучшим релизом 2013-го, мы задумались только сейчас. Снобские списки никуда не годятся: мы за жесткую субъективность. Четвертая пластинка сумрачных канадцев побеждает и внезапную Beyoncé, и артистичную Гагу, и даже Дэвида Боуи, хотя бы потому, что Дэвида нельзя ни с кем сравнивать, во-первых, а во вторых — он в этом тоже участвовал.

Single_cover

Не очень ясно, правда, можно ли данный альбом считать лучшим в дискографии Arcade Fire; пусть объективно он при всем своем сугубо технологическом изяществе — вершина их творчества, сложно поверить, что можно сделать что-то лучше, чем «Suburbs» (2010). «Funeral» был про смерть, «Suburbs» — про взросление, мечты и кристаллизацию детских воспоминаний, а этот — про изоляцию и смерть, но как бы от первого лица: если «Funeral» больше о прощании и боли, то здесь смерть, скорее, полноправный персонаж любовного треугольника в духе истории про Орфея и Эвридику (неслучайно именно их скульптуры изображены на обложке). Собственно, название отсылает к работам Сёрена Кьеркегора и его идее рефлексии. И несмотря на очевидное желание с прихлопами-притопами спуститься в иные миры, некоторая криптопаранойя в запуске этого проекта все же прослеживалась — первый диско-сингл альбома вышел от имени воображаемой группы The Reflektors, диск записывали в заброшенном замке на Ямайке на строго аналоговые пленки — в общем, без ритуалов не обошлось. К тому же на саунд альбома повлияла гаитянская ритуальная музыка — трип супругов Регины и Вина, основателей группы, оставил их на Гаити в полном смятении и с шестью десятками песен, из которых приходилось выбирать лучшее и мучаться. Двойной альбом по нынешним меркам — непозволительная роскошь и гарантия пары часов беспрерывной слушательской зевоты; однако получилась крайне сложная и амбициозная запись, ничуть не похожая на ясный, простой и милый арт-роковый «Suburbs». Гаитянские и карибские ритмы дробятся и расслаиваются, будто психоделические ковры — их фрактальная, гипнотическая вязь берет начало в гаитянских карнавальных традициях и тоже в каком-то смысле передает привет миру мертвых; песни заканчиваются совершенно не тем, чем начинались, и в целом альбом невозможно расслушать во всей его масштабности, даже гоняя в айподе месяц-два. Arcade Fire сделали абсолютно прустовского уровня двухтомник — погружение, рефлексии, детали, фракталы, воспоминания, эмоции и чрезвычайная сосредоточенность на мелочах превращают слушателя скорее в восхищенного читателя, распутывающего эти клубки, нежели в любителя манящих дискоритмов.

Хотя, конечно, и ритмы неплохие — ритуальная дискотека удалась: песни про смерть, ночь и исход из рая настолько очаровывают, что сложно заметить, как они переходят одна в другую. Хотя вторая часть альбома, между прочим, более спокойная и вечерняя, как травяной сбор. Неясно, номинируют ли этот монумент Arcade Fire самим себе на «Грэмми», но мы будем слушать пластинку и в 2014-м, и, что еще важнее, в 2034-м (и, возможно, даже не мы): она попадет в списки классики всех времен. Кстати, «Reflektor» уже признали лучшим диском в Польше. Лучшие в Польше — это прекрасный статус.

+