Кинотеатр повторного фильма: «Малышка на миллион»
8 января 2016 Культура

Кинотеатр повторного фильма: «Малышка на миллион»

+

На этот раз абсолютно не ждите хэппи-энда, запаситесь валерьяночкой, носовыми платочками — смотрим фильм режиссера Клинта Иствуда.

У янки в почете фильмы о боксе. Будь то байопики, красивые истории побед, обрамленные в исторический антураж, или просто боксерские драмы, — кассовые сборы всегда внушительные.

Только обычно такие драмы строятся, как по учебнику, и при грамотном раскладе приводят к слезам/соплям восторга под занавес. Клинт Иствуд уже на этом этапе обошел конкурентов: его кино хоть и о женщине-боксерше, но сделано твердой мужской рукой. Вместо восклицаний а-ля «Ты все сможешь! Я в тебя верю!» и поцелуев после победы Иствуд предпочитает диалог о порванных носках или чтение книги на ирландском языке.

Сюжет картины представляет собой историю тренера в исполнении самого Иствуда и боксерши (Хилари Суонк). Тренер, пребывающий явно не на пике профессиональной формы, соглашается после длительных уговоров тренировать Мэгги Фитцджеральд. Мэгги в свои 31 считает, что готова завоевать титул и заработать миллион. Далее часть, что называется, по всем правилам жанра: тренировки, пот с лица, бои, первые победы, триумф и моментальный взлет. По закону следует череда драматических перипетий. И если бы «Малышку на миллион» снимал Денни Бойл, то Мэгги проиграла бы финал, получила травму, вылечилась, выиграла бы титул у той же соперницы. Но режиссером «Малышки» был Клинт Иствуд.

06

Привыкшим к типичным спортивным драмам зрителям многое в фильме поначалу может показаться лишним: регулярные походы тренера Фрэнки на церковные проповеди, разговоры со священником, шутовской персонаж по кличке «Опасный», история жизни Эдди (того самого, которого играет Морган Фриман). И это не считая сюжетных линий с семьей Мэгги и мифической дочерью Фрэнки, которой он регулярно пишет письма и получает нераспечатанные конверты назад. Но мастерская режиссура расставляет все по полочкам, будто и не было этих двух с лишним часов и галереи персонажей.

Иствуда куда больше интересует поведение и путь героев вне ринга, чем бесконечные хуки слева. Наверное, как раз поэтому «Малышка на миллион» — не столько спортивная драма (на этой полочке уже стоят «Али», «Боец», «Нокдаун» и прочие). Эта история — собирательный образ жизни спортсменов, которые рискуют, поставив на кон все. Это еще и притча о духовном родстве, которое порой оказывается крепче семейных уз. Правдивый сказ о мимолетности успеха и жестокая драма о «выброшенных на берег Неудач».

5 возможных перестановок в ролях:
1. Если бы главную роль в фильме играла Джулия Робертс, то Иствуду пришлось бы раскошелиться не только на сумму, втрое большую, но и на Ричарда Гира.
2. Если Хилари Суонк заменить Скарлетт Йоханссон, то мужская часть аудитории будет куда охотнее смотреть сцены на ринге.
3. Если бы роль Фрэнки исполнил Бред Питт, то между героями обязательно была бы постельная сцена и, возможно, не одна.
4. Если бы «Опасного» играл Джим Керри, то его сцены были бы действительно смешные.
5. Если бы Билли «Синюю медведицу» играла Сара Джессика Паркер, она бы вышла на ринг в туфлях Manolo Blahnik коллекции 96-го. Споткнулась и проиграла.

И даже сторонние, на первый взгляд, сцены диалогов Фрэнки и священника приобретают дополнительный смысл. Примитивные вопросы о религии перерастают в столкновение «небесного» и «земного». Иствуд задается вопросом: может ли человек брать на себя функции Бога — и идет дальше, показывая, какую ответственность понесет тот, кто решится на этот шаг. Но еще выше режиссер поднимается в глазах чуткого зрителя, когда объясняет, что для человека героическое поражение достойнее, чем победа.

Вся эта мантия загадочности и недосказанности нужна мне для того, чтобы не раскрывать содержание последней трети фильма и его финала. Была бы то картина Бойла — пожалуйста, но в случае с «Малышкой» правильно уберечь читателя от спойлеров.

2005 год принес «Малышке на миллион» 4 премии «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший режиссер». Пожалуй, одна из немногих церемоний последних лет, за которую «академикам» не хочется дать по уху.

05

Если вы все же сомневаетесь, давайте окинем критическим взором прочих претендентов. В категории «Лучший фильм» в том году участвовали «Волшебная страна» Марка Форстера, «Рэй» Тейлора Хэкфорда, «На обочине» Александра Пэйна и «Авиатор» Мартина Скорсезе, очевидный конкурент Иствуда. Отбросив в сторону мелодраму для домохозяек от Форстера и невзрачный байопик Хэкфорда, мы остаемся в компании трех наиболее вероятных кандидатов. Строго говоря, в компании двоих, потому как работа Пэйна с претензией на «кино для взыскательной публики» походит на попытку американца создать фильм, европейский по духу, настроению и атмосфере, не говоря уже о диких, на мой взгляд, сравнениях с классиками французской «новой волны».

Любопытно, что…
1. Один из своих первых фильмов «Засада на перевале Симаррон» Иствуд назвал «самым плохим за всю историю кинематографа» и признался, что после показа этой картины его долго мучило чувство стыда.
2. Композитором «Малышки на миллион» и других семи картин был сам Иствуд. Его любовь к музыке началась с пластинок Фэтса Уоллера. Тогда режиссер научился играть на пианино, подражая записям джазовых и блюзовых исполнителей того времени.
3. Любовь режиссера к кино началась с фильмов Джона Хьюстона. Спустя несколько лет Клинт Иствуд стал звездой вестернов и постоянным актером в фильмах Серджо Леоне (именуемого создателем жанра «спагетти-вестерн» — прим.авт.)
4. Хилари Суонк начинала свою карьеру с комедий. Когда актриса решила попробовать себя в драме, кто-то из студийных боссов ехидно заметил, что ее мордашка вряд ли годится на что-то большее, чем ТВ-шоу.

И вот осталось поделить ставки между Скорсезе, ожидающим свою статуэтку, прямо скажем, не первый год, и Иствудом. «Авиатор», несмотря на свой голливудский размах, отдает не только фальшью и слабой режиссурой, но и примитивной актерской игрой (я именно ДиКаприо и имею в виду). Эпика на 3 часа способна утомить даже привыкшего к длиннотам европейца, не говоря уже об американцах. На выходе — чистая победа «Малышки на миллион».

Будет лукавством сказать, что триумф ленте обеспечили слабые конкуренты. Картина Иствуда отличается крепкой режиссурой, твердой драматургией, четко очерченными характерами персонажей и блестящими актерскими работами. Хилари Суонк играет минималистично и сдержанно, эта роль по-мужски тяжеловесна — как раз впору иствудовскому стилю. Никаких свойственных дамам слез, истерик или длинных речей. Суонк сыграла не столько женщину на ринге, сколько бойца (намеренно избежим гендерно окрашенного слова «бойчиха»), который проглатывает обиду, мало говорит и внимательно слушает. Снято это столь же минималистично: никакого баловства с ракурсами, преобладание общих планов, лишь едва заметная игра тени и света.

07

Иствуд, не ставя это целью, полемизирует с многочисленными «Рокки», делая фильм не столько для эмоционального подъема зрителя, сколько для размышлений об успехе, выборе, смерти и жизни перед лицом смерти. Прикрывшись «спортивной драмой», «еще одним фильмом о боксе», Клинт Иствуд снял тонкое и живое кино, которое переиграло по всем фронтам голливудских тяжеловесов.

+