Что-то не так. Про белорусский блокбастер «Мы, братья»
17 ноября 2015 Культура

Что-то не так. Про белорусский блокбастер «Мы, братья»

+

«Большой» посмотрел белорусский национальный блокбастер «Мы, братья...» и переживает, как теперь с этим жить.

Если начинать показывать «Мы, братья…» младшим классам на кинолекториях, из школьников вырастут очаровательные маленькие чиновники. У них будет сносная боевая подготовка, неведомый доселе гуманизм и изыс­канный вкус на пышногубых эмигранток слегка за 30. Что, в общем-то, тоже перспектива.

Впрочем, это не настоящая цель фильма «Мы, братья…». Он несет гордое звание национального блокбастера и призван показать, что: а) в Беларуси есть национальное кино, б) в Беларуси есть блокбастер. Да, в единственном числе, но что вы хотите от маленькой суверенной страны? И в общем-то с этими целями фильм справился. Только нужно пояснить, почему наше главное кино последних нескольких лет, как бы так выразиться, на любителя.

Screenshot_19

Рассказывать, что плохого в фильме «Мы, братья…», это как пытаться объяснить поклоннику Пруста литературный феномен «50 оттенков серого». Все ваши аргументы не пройдут тест на узнавание. Потому что в анналах мировой истории кино, повидавшей даже Сарика Андреа­сяна, мало что сравнится с национальным проектом от Минкульта.

«Мы, братья…» водрузили над головой и возят по фестивалям и киносмотрам. Не знаю, как вам, а мне сложно будет смыть этот позор. Подумать, что где-то в мире представления о Беларуси складываются из истории, в которой смешались митинги 2010-го, взрыв в метро и ролик про БелАЗ-убийцу? Что ж, это слабо отразится на развитии туристического потенциала.

«Мы, братья…» в новостях
1. Закрытая премьера фильма состоялась на Каннском фестивале в скрининге кинорынка в мае 2015 года. Позже, 13 сентября, картину показали в Анапе на фестивале «Киношок». Первоначально озвучивалась дата премьеры — осень 2014 года.
2. До перезапуска сайта «Кинопоиск» фильм имел рейтинг 2 из 10.
3. Изначально картина снималась в четырех сериях общей длительностью 176 минут.

И это притом, что в начале картины издевательски всплывает надпись «Все события вымышлены, все совпадения случайны». Всплывает она примерно так же, как то самое, что не тонет. Ну, вы поняли.

По моим примерным подсчетам, в фильме плохо приблизительно все. Сюжетные линии, драматургия, диалоги, актерская игра, режиссура (хотя этим словом в университетских стенах по всему миру называют несколько иное), экшен-сцены… Если перечислять все, что плохо, и после каждого пункта выпивать по 50, уложить можно 200-килограммового соседа Анатолия. Или героя фильма «Левиафан».

И это только то, что заметно невооруженным глазом. А ведь есть еще кое-как сварганенная работа со звуком, отчего половину фильма вы находитесь в полной тишине, вместо того чтобы слушать записанные звукооператором бытовые шумы. Есть и абсолютно неуместные чудовищные рапиды в двух эпизодах бега (гениальная находка), где вместо того, чтобы подчеркнуть эмоциональное напряжение, вам дают время ответить на непрочитанные сообщения в Skype.

По моим примерным подсчетам, в фильме плохо приблизительно все.

Или вот вернемся к диалогам. Чтобы понять, что не так, достаточно процитировать любой из них. Например:

— Мне казалось, дом маленький был. А он вон какой большой, сын.
— Так и ты раньше маленький был, вот он тебе большим и казался, отец.
Мало? Вот за большим столом Дома правительства сидит генерал, которому сообщают, что штурм все нарастает, и надо бы силу применять.

— Только людей не покалечьте, — со скорбью говорит генерал.

Ради всего святого, не подумайте, что это спойлеры. Пересказ происходящего в фильме наказуем, только если это нарушит восприятие сюжета. А нарушить восприятие сюжета «Мы, братья…» — своего рода избавление.

Screenshot_18

К сожалению, пересказом не уберечь зрителя от на­игранных пассажей доброй половины актерского состава, из которого только, пожалуй, ухмылки престарелого Эрика Робертса не вызывают кожного зуда.

Можно, конечно, радоваться узнаваемым городским пейзажам, видам у Минск-Арены или как погоня лихо перемещается с проспекта Победителей на Тимирязева. Радуйтесь, что же вы.

Да только не лезет радость. По данным «Кинопоиска», бюджету картина обошлась в 5 миллионов долларов (что очень дешево по меркам мировых блокбастеров, но совершенно запредельно для Беларуси). Чувствуете, как запахло жареным? То-то же, это почти два часа горит каждый потраченный доллар.

Сложно представить, каким трудом далась команде проекта победа в конкурсе Минкульта на создание национального фильма. А потом еще весь этот рутинный съемочный процесс. А все для чего? Чтобы показать, что в наш аэропорт летают международные авиалинии, с БелАЗом шутки плохи, да вырастить маленьких чиновников. Задача на 5 миллионов, сэр.

+