Смотрим кино: «Враг» Дени Вильнёва
18 сентября 2014 Культура

Смотрим кино: «Враг» Дени Вильнёва

+

"В темном таинственном клубе, среди развратных мужиков, отвисает Джейк Джилленхол с кольцом на пальце и напряженно наблюдает за мастурбирующей девушкой. Другая выносит клош с пауком внутри и заносит над ним туфлю. Хочется крикнуть «браво!», но это еще не конец. В сентябре 2013 года состоялась премьера фильма «Враг», вольной экранизации романа «Двойник» португальского писателя Жозе Сарамаго. Мы упорно разбирались в паутине канадского режиссера Дени Вильнёва — в общем, делали то, на что он рассчитывает сподвигнуть каждого зрителя.

Существует много разных трактовок данной ленты, ведь кино глубокое, философское и загадочное обязывает нас тужиться и, по мере собственных возможностей, интерпретировать увиденное. На первый взгляд, Вильнёв решил пойти по пути наибольшего сопротивления, взявшись за экранизацию тягучего романа нобелевского лауреата. Но так ли все, как кажется?

Сразу скажу — нет, все не так, как кажется. Во-первых, у фильма есть определенное и единственное объяснение (как и у пауков в нем). Во-вторых, Дени намеренно скрывает суть от зрителя, вместо того чтобы достойно ее упаковать и подарить. Впрочем, упаковать у Дени получилось. Он вальяжно протягивает дорогую, обшитую синим бархатом коробку с фирменным логотипом Dior. Мы с предвкушением, долго ее разворачиваем, а внутри — старый добрый Old Spice. Парам-парам-пам. И в-третьих, он использует столько «бородатых» отсылок и заимствований, чтобы эту самую суть оформить, что кажется, всю режиссерскую работу за него кто-то сделал давным-давно.

В желтом городе Торонто живет бородатый преподаватель истории (Джейк Джилленхол). Его зовут Адам Белл, и он вечно ходит с кислой рожей. Еще читает студентам лекции о принципах диктатуры и цикличности паттернов мировой истории, занимается сексом с подружкой Мэри и страдает бессонницей. У него нет друзей, он не любит чернику, а мама обеспокоена состоянием его нового жилища. Нетрудно догадаться, что у этого зануды есть двойник. Бородатый актер эпизодических ролей во второсортных комедиях по имени… (а назовем его Джейк-2, не будем путать вас) тоже не отличается жизнерадостной улыбкой и вообще выглядит довольно брутальным и вспыльчивым. У него есть беременная жена Хелен, дорогие шмотки, мотоцикл, и он любит чернику.

 

kinopoisk.ru

 

Джейк-1 берет в видеопрокате второсортную комедию местного разлива (это нормально для депрессивных преподавателей истории) и, конечно, видит своего двойника в эпизодической роли. Откровенно, такое начало очень интригует и заставляет ждать чего-то мозгорасширительного.

Джейк-1 ищет своего двойника в «гугле» и в актерском агентстве, он буквально становится одержимым, не в силах дать происходящему логическое объяснение. У зрителя такой проблемы нет: в голове появляется масса раскладов — от мистических до фантастических в лучших традициях. Зритель гадает, а сюжет тем временем все закручивается и закручивается.

В подсознании начинают всплывать знакомые образы, намеки просто сыплются из каждого кадра, медленно, но верно закрадывается неприятное подозрение, что режиссер пытается всех надуть. Похожее чувство возникает и у жены Джейка-2, но, в отличие от зрителя, его жена начинает понимать все немного раньше.

Наступает решающий момент: двойники тайно встречаются в гостиничном номере, и мы замираем, уверенные, что грядет глобальное откровение, но нет, нам еще сорок минут любоваться неразберихой.

Сначала кажется, что ни черта не прояснилось, и эта резинка будет тянуться дальше, но на самом деле все становится на свои места.

Оба Джейка — это один человек. Скука!

Преподаватель Джейк пытается выяснить что-то у своей матери, но та реагирует спокойно, говорит, что он ее единственный сын, что он любит чернику, напоминает о наличии хорошей работы и квартиры, а вместо встреч с незнакомцами и фантазий о второстепенном актере предлагает разобраться в отношениях со своей единственной женщиной. Для нашего психа все становится еще запутаннее, но нам его мама многое объяснила.

 

Без имени-189

 

Маму играет Изабелла Росселлини — та, что играла загадочную певицу Дороти в «Синем бархате» Линча. Жену Джейка-актера играет Сара Гадон, которая не так давно играла жену еще одного холодного и безнравственного типа в «Космополисе» Кроненберга. Пауками Дени и вовсе как бы намекает, что ничем не хуже Кроненберга.

Позаимствовав и усилив цветокоррекцию «Посылки» Ричарда Келли, Дени решил не останавливаться на достигнутом и дожал творчество Келли открытыми отсылками к «Донни Дарко» (да, Джилленхол в их числе). Этим мы обязаны… только не смейтесь, Кристиану Бейлу, который отказался от роли двойников. Он-то наверняка понимал, что сыграть персонажа «Машиниста» второй раз — провальная затея. Хотя «Враг» все равно больше похож на неумелый ремейк «Машиниста», нежели на экранизацию романа Сарамаго. Но и этого Дени было мало. Он подумал, что не лишним будет впихнуть в фильм таинственный секс-клуб («С широко закрытыми глазами»). Какая разница, Кубрик все равно не отправит ему гневную телеграмму. Напоминание о том, что Вильнёв смотрел «Малхолланд Драйв», и классические хичкоковские блондинки тоже присутствуют.

При просмотре возникает устойчивое ощущение, что Дени Вильнёв всеми возможными средствами набивает себе цену. Он навязчиво и не всегда умело пытается смешать в одном фильме все лучшее от мастеров мистификации, не понимая, что каждый из них самодостаточен и что, если перегнуть палку, интеллектуальность лопнет, оставив разочарование.

 


На ту же тему

Машинист (El Maquinista)

2004 год, режиссер: Брэд Андерсон

Фильм — ночной кошмар, главный герой которого, Тревор Резник, не спит уже год. Галлюцинации для него — нормальное дело. Тревора и Адама из «Врага» объединяет наличие страшного события в прошлом и подсознательное подавление воспоминаний.

Тайное окно (Secret Window)

2004 год, режиссер: Дэвид Кепп

Серые будни писателя Морта Рейни сводятся к сидению за ноутбуком в перманентной попытке что-то написать и сну. В данном случае сознание героя тоже играет с ним злую шутку — рождает злого увальня, который натурально прессует Морта. А все из-за чего? Правильно, из-за травмы прошлого.

Двойник (The Double)

2013 год, режиссер: Ричард Айоади

Само название наводит на прямую связь с «Врагом». Тут речь идет о маленьком человечке Саймоне Джеймсе, который встречает своего двойника прямо на работе, а не случайно замечает в кино. Его сознание по-дерденовски открыто пытается ему помочь стать уникальным, а не скрывает реальность за пеленой страха.


 

Запрет на разглашение актерами смысла пауков смешон и наводит на мысль, что режиссер несколько переоценивает свои возможности. Пауки символизируют женское начало, боязнь главного героя власти женщин над ним. По сюжету нет ни слова про отца Адама, и напрашивается вывод, что его растила мать — самая большая паучиха, способная подавить его и имеющая над ним власть. Кстати, для этой метафоры в фильме использована точная копия скульптуры Луизы Буржуа «Маман», которая, само собой, находится в Канаде.

Сюжетная обстановка накаляется, когда более нахрапистый Джек вынуждает слабовольного Джека поменяться женщинами на одну ночь и слабовольный, слава богу, все понимает. Оказалось, что он не менялся женщинами и не приходил к незнакомцу, а вернулся домой к своей жене Хелен. Тем временем мы наблюдаем не параллельное действие, а события полугодовой давности: Джейк-2 с любовницей ссорятся и попадают в автокатастрофу. Она умирает, у него остается шрам на животе и серьезная психологическая травма. И то, что это не кульминационный момент сюжета, как ни странно, делает основную мысль «Врага» действительно глубокой, но это скорее заслуга Жозе Сарамаго.

Мораль проста и ненова: от своей сущности не скрыться, а злейшим врагом каждого являются его собственные страхи. В данном случае это страх перед женщинами и семейными обязательствами, катализатором которого служит похоть.

Зачем же Дени понадобилось так путано, нецелесообразно доносить это до зрителя? Желание поддержать иллюзию артхаусности, чтобы в конце концов кто-то купился на его уловки и назвал приемником Линча? Или Кубрика. Или Кроненберга. Может, Хичкока? Ну хотя бы Келли!


Интересные факты  


 

 Film_50.indd ► Герои используют Google, чтобы найти информацию друг о друге. Можно заметить, что в поисковике применяется система интеллектуального поиска, которой еще не было в то время, когда происходят события фильма.

 

 

Film_50.indd► Ключ марки Unica, использованный в фильме в качестве входного ключа в секс-клуб, а также метафоры окончательного выбора героя — это прямая отсылка к фильму «Дурная слава» Альфреда Хичкока. После съемок «Дурной славы» Кэри Грант подарил такой же ключ Ингрид Бергман, сказав, что он приносит удачу. Спустя много лет Бергман подарила этот ключ Хичкоку, чему он был безумно рад.

 

Текст:
  • Никита Куреннов
+