Некролог: Эми Уайнхаус
7 сентября 2011 Культура

Некролог: Эми Уайнхаус

+

23 июля во второй половине дня в своем доме в лондонском районе Камден в возрасте 27 лет была найдена мертвой певица Эми Уайнхаус — женщина, сделавшая для современной музыки больше, чем, возможно, многие до ее смерти себе представляли.

Никогда не слушаю новости по радио, хотя бы потому, что читаю их раньше на новостных порталах. Но была суббота, режим «никаких-новостей-ту-мач», и мозг успел среагировать только тогда, когда услышал магическое словосочетание «двадцать семь лет», а диктор каким-то бездумным образом, без нотки трагизма, начитывал что-то про Курта Кобейна, Джанис Джоплин, Джимми Хендрикса и Джима Моррисона. В тот момент стало понятно, что ассоциативный ряд, должно быть, уже продолжился. Кем?

Эми Уайнхаус никогда не входила в число тех, творчество коих меня вдохновляло на подвиги. Что уж тут говорить — не моя опера. Но это правда, в отличие от тысяч, если не миллионов, людей, которые в одночасье после ее смерти пост-фактум записали себя в ряды ее поклонников и вернули ее дебютный альбом «Frank» (2003) на вершину чартов. Но при этом она всегда мне импонировала, потому как была собой, плевала на устои общества, взрывала британские таблоиды, что мало у кого так смачно получалось со времен Sex Pistols, и, черт побери, жила в моем любимом районе Лондона, где я тоже буду жить на старости лет. А уж до старости я теперь, Эми, доживу, потому что не умер в 27.

 

Эми Уайнхаус

 

«Я не из тех, кто пытается урвать свои пятнадцать минут славы. Я просто музыкант и пытаюсь быть честной». Эти ее слова как никакие другие характеризуют не только ее жизнь, но и ее музыку, которая, хотя и не была какой-то новой или крайне оригинальной, но затрагивала именно те зоны полушария, которые отвечают за мурашки. А еще без ее музыки не было бы успеха ни VV Brown, Florence and the Machine, La Roux, ни у прочих модных ныне барышень.

Эми Джейд Уайнхаус родилась в семье таксиста и аптекарши. И, стоит сказать, что весь мир должен им сказать спасибо хотя бы за то, что в середине 80-х они не пичкали свою дочь британским хэви-металом и пост-панком, а кормили джазом и соулом. Возможно, сильную линию в этом вопросе занимала бабушка Эми Уайнхаус, которая когда-то была помолвлена с саксофонистом Ронни Скоттом, тем самым основателем самого известного джазового клуба Лондона.

«Я не из тех, кто пытается урвать свои пятнадцать минут славы. Я просто музыкант и пытаюсь быть честной».

Дебютный альбом «Frank» получил великолепные отзывы от критиков и принес ей награды и номинации на Mercury Prize и BRIT Award. Успех, казалось, шел к ней сам по себе, но ей хотелось больше, чем джаза. Ей хотелось делать музыку, от которой она сама была без ума. Ей хотелось реинкарнировать музыку девичьих поп-групп 1960-х, прежде всего The Ronettes (не путать с глупыми «Ранетками»), которым она подражала в имидже (прически и наряды) и поведении на сцене. Позже вышел в свет
«Back To Black», целиком основанный на поп-ритмах 1960-х диск, спродюсированный нью-йорскским диджеем Марком Ронсоном и проданный тиражом 5,5 млн копий. В 2008 году певица получила пять Grammy, включая «Запись года» и «Песня года». Она не смогла приехать в Лос-Анджелес и выступила в режиме телемоста с Лондоном. «Камден в огне, я не могу его оставить»,— говорила в прямом эфире Уайнхаус, имея в виду пожар на рынке в Камден Тауне и прилегающей к нему территории. Однако к тому моменту у певицы уже были проблемы с американской визой, и не только с ней.

Она сгорела так же быстро, как сгорали иконы рок-н-ролла 60-х-70-х. Уайнхаус не сходила со страниц таблоидов. Крэк и героин стали таким же аксессуаром и неотъемлимой частью жизни и имиджа Эми Уайнхаус, как ее шикарная прическа. К наркотикам ее пристрастил Блейк Филдер-Сивил, брак с которым и стал одним из факторов, разрушивших жизнь певицы. Они сходились и расходились, дрались и напивались вместе. Филдера сажали в тюрьму, а Уайнхаус, выступая в том же 2008 году на концерте в Гайд-парке в честь Нельсона Манделы, вместо того, чтобы чествовать юбиляра, призывала выпустить любимого на свободу. Ради концерта ее на несколько часов выпустили из больницы, куда она попала из-за эмфиземы легких. Тем же летом она выступила в Москве на вечеринке Романа Абрамовича, по слухам — за 1 млн долларов.

 

Эми Уайнхаус

 

Эми Уайнхаус за свои 27 лет сделала куда больше, чем просто 2 музыкальных альбома. Она дала шанс поп-индустрии выжить во времена кризиса, а молодым дарованиям вроде Адель и Даффи продать миллионы копий своих честных и искренних альбомов. Это исключение из правил. Скоро ситуация вновь неприменно изменится в сторону бойз-бендов и групп вроде Spice Girls. Мы это проходили на примере Nirvana в 90-х.

+