Кусать бордюр по-американски. Смотрим «Американскую историю X»
20 февраля 2016 Культура

Кусать бордюр по-американски. Смотрим «Американскую историю X»

+

Пару лет назад в Новочеркасске кадр из фильма «Американская история X» стал одним из поводов обратиться в суд. На заметку особо нежным натурам, которых фильм может оскорбить. Анна Ефременко сдувает пыль с кинополки, которую не каждый сможет переварить.

Когда режиссер затрагивает тему национализма в европейском кино, получается по-фестивальному драматично. Когда этим же занимается русский — тоже драматично, но уже без задела на фестивали. Когда же камера в руках американца английского происхождения, а на главную роль приглашается модный в то время и многообещающий Эдвард Нортон, выходит драматично-нет-мелодраматично.

Тема расизма в американском кино — одна из любимых и нелюбимых одновременно. Знаменитая работа из учебников истории кинематографа «Рождение нации» Гриффита с недюжинным расистским «мессиджем» считается своеобразным проклятым шедевром — вроде и кино отличное, и для киноязыка сделано больше, чем всеми «оскароносными» фильмами за последний десяток лет, но в штатах на него долгое время было наложено табу.

Цитаты из фильма:
«Ненависть — тяжелый багаж. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит»
***
«Смотри реальности в глаза, когда ненависть делает тебя слепым»
***
«Сделал ли ты что-нибудь, чтобы жизнь стала лучше?»
***
«Эта страна стала убежищем для преступников»
***
«Все проблемы в нашей стране — расовые проблемы»

Режиссер Тони Кэй сделал финт ушами, повернув эту тему в сторону национализма в своем режиссерском дебюте «Американская история X» — в США разговор о ребятах со свастикой выглядел куда более свежо и необычно, чем набившая оскомину болтовня о неграх. Что ж, несмотря на то, что кино носит явный воспитательный характер, детей от экранов все же лучше убрать.

кино

Молодой лидер провинциально­го отряда а-ля ку-клукс-клан Дерек Виньярд перевоплощается из заядлого фашиста в раскаявшегося «антифа», отсидев в тюрьме и пройдя там все круги ада. Брат Дерека, Дэнни, во всем старается быть похожим на брата и «радует» школьного афроамериканского учителя сочинениями по «Майн Кампф».

Тони Кэй не ставит своей задачей кого-то осудить, хотя менторский тон, присущий большинству аналогичных картин, не чужд и ему. Может даже показаться, что Кэй частенько захаживает на территорию морализаторства. Впрочем, вам не показалось — Кэй действительно нет-нет да и прочитает мораль о том, как и за что настигает расплата. Но есть и хорошие новости: перед нами не максималистски настроенный подросток, для которого существует только черное или белое. Драматургически повествование выстроено так, что начинаешь сопереживать персонажу Нортона. Да, тому самому, который застрелил парочку негров, автору одной из самых жутких фраз картины: «Зубы на бордюр!», этому бритому наголо со свастикой на полгруди. И рад бы не сопереживать, но Кэй жадно вырывает зрительское сочувствие. Оно и понятно, ведь расовые проблемы никогда не улягутся в гладкую формулу «этот плохой, а этот хороший, расизм — зло, давайте жить дружно и кушать печенье из одной коробки».

Интересно, что…
1. Выход фильма сопровождался скандалом между Тони Кэем и Эдвардом Нортоном, который привел к тому, что окончательный монтаж картины делал сам Нортон. Позже режиссер признавался, что этот факт так его взбесил, что он, узнав, с такой силой ударил по стене, что сломал руку.
2. Нортон хоть и стал после фильма считаться «трудным актером», к работе подошел с полной отдачей и даже набрал сверху 30 кг мышечной массы.
3. Картина изобилует не только сценами жестокости, но и ненормативной лексикой. Так, слово «fuck» повторяется 205 раз.

Понятно нам, но Голливуд показательно закрывает глаза и одаривает статуэтками те самые «черно-белые» картины, в которых жесточайшие межрасовые конфликты решаются тихо-мирно и выливаются в полюбовный финал. Это же Америка, брат, страна, где возможно все!

Годом ранее в этой же рубрике мы препарировали фильм «Столк­новение» Пола Хаггиса. Напомню, что в силу своего оптимистического посыла картина получила «Оскар». В силу же своего депрессивного и пессимистического фи­нала «Американская история X» могла претендовать на дядю Оскара разве что за хороший звук. Впрочем, даже на эту награду академики поскупились.

американская-история-x2

Для европейских фестивалей и призов Кэй оказался слишком зрительским режиссером, которого с авторским кино того времени связывало только обилие сцен жестокости. Все последующие годы режиссер оказался обречен снимать малопримечательные картины. И вот когда его уже совсем списали со счетов, выходит свеженький «Учитель на замену» с вечно грустным Эдрианом Броуди. Эдакий реверанс европейским фестивалям, у которых в почете и Броуди, и весь этот экзистенциализм.

Получилось, что при относительно высоком зрительском рейтинге (7,7 по версии IMDb) фильм прыгнул чуть выше середины по оценочной шкале американских критиков. Видимо, отсылки к Камю так и остались для янки непрочитанными.

+