По голове себе постучи. Татьяна Замировская о музыке Стива Райха
5 марта 2016 Культура

По голове себе постучи. Татьяна Замировская о музыке Стива Райха

+

Стив Райх как альбом и как повод увлечься минимализмом.

Third Coast Percussion Steve Reich

Один из величайших живущих композиторов современности, нью-йоркер Стив Райх часто пишет для перкуссионных инструментов, работая в первую очередь с ритмом и артикуляцией. Перкуссионный бэнд новой музыки Third Coast Percussion сделал трибьют композитору, назвав альбом «Стив Райх» (не перепутайте! «Стив Райх» — именно название альбома!) и записав четыре его произведения, созданные в почти 40-летний промежуток времени: «Mallet Quartet», «Sextet», «Nagoya Marimbas» и «Music For Pieces Of Wood». Получилось красиво: гипнотический и нежный трехчастный квартет (одно из свежайших сочинений Райха) переходит в секстет 85-го года — симметричный, слоящийся, эмоционально раскручивающийся, подобно землетрясению, после чего звучит дуэт «Nagoya Marimbas» (типичная для Райха «фазовая» музыка с перекликающимися наслоениями, рождающими внутреннюю мелодику) и шумная «Музыка для кусочков дерева». В «кусочках» музыка состоит из неких первоэлементов — в этой, по признанию Райха, самой громкой его акустической работе все выстроено в буквальном смысле по принципу калейдоскопа: цилиндрические поленца, «располагаемые» во вре-мени и пространстве всеми возможными способами, создают паттерны и звуковые узоры. Данный альбом, как и вся музыка Райха, учит нас важнейшей вещи: можно добыть множество контента из минимума материала.

Что ещё послушать

4 произведения Стива Райха, которые нужно послушать всякому приличному человеку, даже не интересующемуся академическим минимализмом.

«WTC 9/11», 2010

На момент катастрофы 11 сентября 2001 года Райх жил рядом с башнями Всемирного торгового центра. Эту 15-минутную пьесу, написанную по просьбе Kronos Quartet, Райх сделал на материалах интервью, которые он взял у пожарных, полицейских и свидетелей трагедии. Из голосов и фраз композитор аккуратно изымает интонации, превращая их в мелодии. Оказалось, что можно работать с трагедией как с материалом для рефлексии, не скатываясь в спекулятивную пошлость и бережно относясь к фактуре. Одна из сильнейших и самых пугающих работ композитора, которая начинается и заканчивается бесконечными, тревожными и ритмичными гудками в телефонной трубке, на другом конце которой уже никого нет.

«Music for 18 musicians», 1976

Лучшая работа Райха для большого концертного состава с вокалом. В 2013 году Дэвид Боуи признался, будто это одна из его любимых пластинок, уточнив, что это «музыка индонезийского гамелана, замаскированная под академический минимализм». Мы не слушали индонезийских традиционных оркестров, но пластинка и правда шикарная.

«Double sextet», 2008

Классическая пьеса Райха, выстроенная на его знаковом принципе «фазовости»: музыканты играют под записанную фонограмму себя же самих. Мелодии тут возникают, будто призраки, в интеракции идентичных ритмических фигур. Эта работа получила Пулитцеровскую премию — вероятно, потому, что она ужасно красивая и слушать ее можно бесконечно.

«Different trains», 1989

Одна из самых серьезных вещей Райха, связанная с его осмыслением темы холокоста. В 41-м году крошка Стив ездил с няней на поездах туда-сюда из Нью-Йорка в Калифорнию. Позже он осознал, что если бы его семья в это время жила в Европе, он ездил бы на совсем других поездах. Перекличка между поездами, которые везли евреев в концлагеря, и трансконтинентальными составами в США строится, опять же, через серию интервью — это первая работа Райха, где он использует записанную человеческую речь как основу для мелодии.

+