Сценарист и театральный критик советуют, что посмотреть на «Теарт»
23 сентября 2015 Культура

Сценарист и театральный критик советуют, что посмотреть на «Теарт»

+

«Большой» попросил Андрея Курейчика (сценарист, режиссер) и Алексея Стрельникова (координатор программы Belarus Open, театральный критик) выбрать по пять лучших спектаклей грядущего Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ». Что удивительно, лишь одна постановка понравилась сразу обоим.

Oratorium

Ораториум

Кто: Laboratory Figures Oskar Schlemmer. Могилев, Беларусь

Когда: 3 октября, 17:00

Где: на сцене Молодежного театра эстрады

О спектакле: Oratorium – это крупное музыкальное произведение для пространства и воздуха. Их взаимодействия замедлены до бесконечности, чтобы увидеть причины и следствия их связи. Очень личная история о взаимоотношениях, страхах, несбывшихся желаниях похожа на рождение цветка: пока смотришь на него, не замечаешь изменений, но если отвлечешься на секунду – успеешь констатировать только его смерть.

1

Советует Алексей Стрельников: «Этот спектакль делал Юрий Диваков — один из самых интересных режиссеров-экспериментаторов в Беларуси. Создавая художественные перфомансы, он опирается на серьезную культурологическую базу, ведь XX век — это не только Малевич и Шагал».

«Иллюзии»

Иллюзии

Кто: Центр экспериментальной режиссуры Белорусской государственной академии искусств, Центр современных искусств (Минск, Беларусь)

Когда: 2 октября, 15:00 и 19:00

Где: на сцене Центра современных искусств

О спектакле: Четверо молодых актёров рассказывают поэтическую, светлую и в то же время пронзительную историю двух супружеских пар. Простой разговор о любви, дружбе, доверии, посредством которого приоткрывается сущностная правда о мире. Мире, в котором ни на что нельзя опереться и который при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие разноцветные осколки.

Советует Алексей Стрельников: «Иллюзии» поставлена по пьесе Ивана Вырыпаева (фамилия, знакомая любителям современного российского кино и театра). В каждой своей пьесе Вырыпаев говорит о глобальных вещах: о присутствии или отсутствии бога, любви и смерти. Его талант заключается в том, как он увязывает размышления в один плотный узел сюжета. Потому «Иллюзии» воспримут и те, кто приходит в театр за историей, и те, кто ищет в нем пищу для ума и философских открытий. В спектакле играет Марина Денисова, одна из лучших актрис в Беларуси. «Иллюзии» — материал, адекватный ее таланту и способностям».

«Интервью с ведьмами»

Интервью с ведьмами

Кто: Белорусский государственный театр кукол (Минск, Беларусь)

Когда: 1 октября, 19:00

Где: На сцене Белорусского государственного театра кукол

О спектакле: Из зловещей тьмы веков проступают тени. Они пришли поведать свои странные и леденящие кровь истории, за каждой из которых стоит судьба. Кто они? Сильные и безжалостные, яркие и обворожительные, манящие и опасные. В их яростных монологах слышна боль и бездонное страдание. Они не ищут себе оправдания. Им просто есть что рассказать.

Советует Алексей Стрельников: «Евгений Корняг сделал постдраматический перфоманс, где передача мысли и истории реализована в необычной для белорусского театра манере. Спектакль будто превращается в фильм. Доля здорового юмора помогает воспринимать сложные темы, которые поднимает автор и режиссер Евгений Корняк. Своими работами он (для многих неожиданно) актуализирует социально-политические нюансы белорусской реальности. Например, сегодня в Беларуси много говорят о роли женщины в обществе — и этот спектакль позволяет посмотреть на женщин вне привычного шаблона».

«Враг народа»

Враг-народа

Кто: Театр «Schaubühne Berlin» (Берлин, Германия)

Когда: 9 октября, 19:00; 10 октября, 19:00

Где: на сцене Дворца культуры МАЗ

О спектакле: Доктор Стокман обнаруживает, что из-за индустриального воздействия источник питьевой и лечебной воды заражен патогенными микроорганизмами. Стокман собирается написать о своей находке в газету и заставить городские власти изменить положение водопроводных труб. Однако его брат Петер, занимающий должность городского советника, понимает серьезность ситуации: экономическое процветание города-курорта будет под угрозой, а все затраты на ремонт лягут на плечи горожан. Стокман начинает терять своих союзников.

Советует Алексей Стрельников: «То, что «Врага народа» покажут в Минске — очень важное событие. В России не очень большая традиция драм Ибсена, но в 1900 году «Врага народа» в МХАТ ставил — и исполнял в спектакле главную роль — Константин Станиславский. Пьеса настолько социальна, что во время гастролей МХАТ сопровождалась студенческими демонстрациями.

Для немецкого режиссера Томаса Остермайера «Враг народа» — это повод поговорить о природе социального протеста, о возможности выражать интересы общества. Вопрос, актуальный для Германии: от представительной демократии они устали не меньше нашего. Томас Остермайер виртуозно владеет современными театральными формами. Он вовлекает зрителей в происходящее на сцене и в душевном, и в физическом смысле — и создает театр не расслабленный, а эпохи MTV».

«Онегин»

Онегин

Кто: Новосибирский государственный академический театр «Красный факел» (Новосибирск, Россия)

Когда: 12 октября, 19:00; 13 октября, 19:00

Где: на сцене Республиканского Дворца культуры профсоюзов

О спектакле: Постановщики избавились от всех знаний и клише, которые за два века наросли вокруг романа «Евгений Онегин»: «энциклопедия русской жизни», «романтическая история», «пушкинский Петербург», «эпоха балов и дуэлей». И зрителю лучше сразу отказаться от уверенности, будто он все знает об этой истории.

Советует Алексей Стрельников: «Очень жаль, что к режиссеру Тимофею Кулябину известность пришла со скандалом (Кулябин — режиссер спектакля “Тангейзер”, запрещенного в России за оскорбление чувств верующих — прим.ред.). Знаю, что переговоры о появлении «Евгения Онегина» в программе “Теарта” велись очень долго. Мне кажется символичным то, что такие важные и актуальные молодые режиссеры из России приезжают в Беларусь. Кулябин известен острым взглядом на классический материал, так что в его руках “Евгений Онегин” будет не инсценировкой, а очень актуальным произведением».
Советует Андрей Курейчик: «Режиссер Кулябин стал настоящим символом свободы творчества в России после запрета его оперы «Тангейзер» в Новосибирске. Каждый его спектакль отличает смелось и поиск новых смыслов в хрестоматийном материале. «Онегин» стоит в том же ряду».

«Донка – послание Чехову»

Донка-послание

Кто: компания Финци Паска (Лугано, Швейцария)

Когда: 29 сентября, 19:00; 30 сентября, 19:00

Где: На сцене Белорусского республиканского театра юного зрителя

О спектакле: «Донка» – это спектакль одного из лидеров мирового театра Даниэля Финци Паска, который давно завоевал международную известность своими постановками в Цирке дю Солей и Цирке Элуаз. Режиссер воплощает на сцене собственное восприятие жизни и творчества Чехова, создавая на сцене волшебный цирковой мир воздушных эквилибристов, танцоров, акробатов и жонглеров.

1

Советует Андрей Курейчик: «Компания Финци Паска, Лугано, Швейцария. Это красивый и вдохновенный театр, который прекрасен своим эстетическим совершенством. Уникальная хореография с глубоким смыслом».

«Жизнь и судьба»

Жизнь-и-судьба

Кто: Академический Малый драматический театр – Театр Европы (Санкт-Петербург, Россия)

Когда: 16 октября, 19:00; 17 октября, 19:00

Где: На сцене Белорусского республиканского театра юного зрителя

О спектакле: Видный ученый физик, академик Виктор Павлович Штрум, который наконец приблизился к тайне создания атомной бомбы, возвращается в Москву из эвакуации. Он еврей, и руководство института, в котором Штрум работает, постоянно напоминает ему об этом. Казалось бы, Холокост существует только по ту сторону фронта, но национализм становится неофициальной основой политической системы Сталина.
Советует Андрей Курейчик: “Лев Додин – это возможно один из последних гениев еще советской режиссерской школы, который удивительным образом соединил в себе интеллигентскую тонкость, мощь режиссерского решения, блестящую работу с артистом и талант раскрытия сложного материала”.

«Латышская любовь»

Латышская-любовь

Кто: Новый Рижский театр (Рига, Латвия)

Когда: 30 сентября, 19:00; 1 октября, 19:00

Где: На сцене Белорусского государственного молодёжного театра

О спектакле: Кто они – люди из объявлений о знакомствах, которые публикуются в газетах? Целый год режиссер и актеры искали ответ на этот вопрос, и результатом этой работы стал спектакль о Латвии и латышах, об одиночестве, о мужчинах и женщинах.

Советует Андрей Курейчик: «Латышская режиссура сейчас одна из самых сильных в Европе, а Алвис Херманис, несомненно лучший ее представитель. Его спектакли ждут на лучших фестивалях Европы. Пропустить такое событие в Минске – недопустимо».

«Доступ к телу»

Доступ-к-телу

Кто: Театр «ИнЖест» (Минск, Беларусь)

Когда: 5 октября, 20:00

Где: На сцене Дворца культуры железнодорожников

О спектакле: Спектакль «Доступ к телу» создан в традиционной для «ИнЖеста» творческой манере – как тотальный, эклектический, провокационный театр с использованием приемов пантомимы и буффонады, пластической импровизации и танца Буто, методов визуального театра и пространственной драматургии.

Советует Андрей Курейчик: «Мне кажется, что таким должен быть каждый белорусский театр: смелым, ярким, сложным, поэтичным и талантливым».

+