Татьяна Замировская о новом альбоме Mogwai «Hardcore Will Never Die, But You Will»
1 февраля 2011 Культура

Татьяна Замировская о новом альбоме Mogwai «Hardcore Will Never Die, But You Will»

+

Музыкальный критик Татьяна Замировская делится мнением о новом альбоме Mogwai "Hardcore Will Never Die, But You Will"

Седьмой по счету диск шотландской группы, являющейся негласным предводителем современной интеллектуальной пост-роковой музыки, нетерпеливые поклонники скачали еще в новогоднюю ночь. Возможно, мы проведем 2011-й так, как звучит этот альбом. Но толком разобраться, как именно он звучит, все-таки нам не удалось. И вообще, у него дата релиза 14 февраля. Так что если вы и правда прослушали его в новогоднюю ночь, весь год вы будете ощущать себя так, как будто что-то стянули, что плохо лежит. А ведь могли получить свою порцию счастья в День Любви. Впрочем, ладно. Ничего уже не поправишь.

Альбом про то, что хардкор никогда не умрет, а нас уже нет (ну, практически), получился спокойным, светлым и мажорным. Если раньше звуковые ландшафты Mogwai при всей своей тягучей плавности были контрастными и полными драматизма, то сейчас в них больше эмбиентного спокойствия; это поэтика умиротворения и ровных линий без пиков и рывков, монотонная риторика мантр. Однако изменений в саунде группы не чувствуется — этот диск, скорей, плавное продолжение их предыдущей работы The Hawk Is Howling.

8238

«Hardcore…» отличается особым предрассветным настроением, прямо как на обложке, когда вроде и туман, вроде и дождь, вроде и темно, и все это  — тихое обещание новорожденного дня, полного сюрпризов. Если вслушаться, окажется, что это такая музыка для аэропортов, где вокруг звукового стержня начинают тихонечко накручивать многогранные нюансы и детали, обвивать его мелодиями, дополнительными партиями — вот зазвенело пианино, вот гитары стали громче, вот у одной из них появился отдельный голос. Будто музыканты плетут тонкую, нежную вязь вокруг определенных устойчивых структур, обвязывают фонарные столбики филигранными кружевами, украшают деревья разноцветными тряпочками. Хотя, возможно, раньше у них получались просто такие лесные тропинки в никуда — и не было понятно, куда они тебя заведут. Здесь, вероятно, просится вывод о предсказуемости, но стали ли Mogwai предсказуемыми, если вместо того, чтобы удивлять, они просто радуют? Впрочем, есть тут и пьесы, которые удивляют  — например, You’re Lionel Richie, которая ближе к финалу напоминает о том, что Mogwai в своей пронзительной эпичности могли бы запросто стать чем-то вроде King Crimson нулевых. Опять же по некоторым трэкам (например, Rano Pano или Too Raging To Cheers) заметно, что они не прочь, чтобы это было похоже на альбом Red. Ну, и правда похоже.
И все же нам кажется, что их лучший альбом — про музыку для (не) счастливых людей, потому что тогда это был манифест нового стиля, новой жизни. Теперь Mogwai ничего не провозглашают, в их музыке нет настроенческой динамики, есть ровная, дышащая, живая поверхность звука, как будто, слушая их, спишь на животе у какого-то огромного, мягкого, дружелюбного зверя, который никогда не сделает тебе ничего плохого.

+