Татьяна Замировская о последнем альбоме Gang Gang Dance «Eye Contact»
20 июня 2011 Культура

Татьяна Замировская о последнем альбоме Gang Gang Dance «Eye Contact»

+

Колумнист Татьяна Замировская рассказала о последнем альбоме Gang Gang Dance "Eye Contact".

Эта экспериментальная группа из Бруклина — один из удивительнейших коллективов нулевых и, возможно, музыкальная квинтэссенция этого десятилетия. Их стиль классифицируют то как «психоделик-диско», то как «акустический транс», то и вовсе как «неопримитивизм». Звучат они так, будто Йоко Оно еще в 60-е догадалась о том, какой будет электронная музыка в нулевые и решила все это воссоздать аналоговым способом (но при этом стремилась бы быть проще и понятнее массовому слушателю, а также никогда не знакомилась бы с Джоном Ленноном). Их альбом 2008 года Saint Dymphna — настоящая бомба, кроме шуток; знатоки современной музыки держат этот диск на полочке с любимыми дисками.

Несмотря на то, что коллектив поистине культовый разве что в родном Бруклине, а также в Велико­британии, где подобная музыкальная стилистика (нео-рэйв, дабстеп и грайм) получила большое распространение, ему уже десять лет. Вокалистка группы Liz Bougatsos — та самая девочка, которая поет голосом Йоко Оно и использует вокал больше как музыкальный инструмент, нежели как попытку нечто донести до слушателя — раньше играла в экспериментальной группе Russia. Gang Gang Dance образовались в 2000-м году, причем вокалистом была не Лиз, а Натан Мэддокс, в августе 2002-го неожиданно погибший завидной смертью — когда он сидел на крыше манхэттэнского Чайнатауна, наблюдая неземной красоты грозу над Нью-Йорком, его убило молнией. После этого Лиз была вынуждена запеть, а группа подписала контракт с бруклинским лэйблом Social Registry, где и вышел их первый альбом c характерным названием «Revival Of The Shittest». В общем, у группы драматичная история, полная неожиданностей, смертей и судебных разбирательств (в частности, выяснилось, что группа Florence And The Machine стянула у них кусок песни House Jam, но это можно понять опять же — потому как House Jam наверняка входит в топ-5 трэков эпохи 2000-х, послушайте ее и поймете, в чем дело). Поэтому и музыка у них непредсказуемая — рваная, коллажевая, будто составленная из несопоставимых хаотичных элементов.

bg3

Говоря о хаотичности и несочленимости элементов, из которых Gang Gang Dance выстраивают свой звукоряд, мы не преувеличиваем. Даже если считать это граймом (британский минималистичный стиль музыки, смешивающий дабстеп, танцевальную электронику и хип-хоп и конструирующийся будто из разрозненных звуков и шумов, рваных глубоких битов и контрастов), все равно возникнут вопросы — для андерграунд-коллектива эти бруклинцы чересчур мелодичны. Описать их музыку невозможно. Оказываясь на их «живом» концерте, вы впадаете в транс — звучат космической красоты сэмплы на синтезаторе, Лиз с парнями яростно рубят в этно-барабаны и играют на гитарах, а сама музыка звучит шумно и неприветливо, будто ее сыграли задом наперед, нарезали на кусочки и склеили в произвольном порядке. «Болотный космический поп» — написал о них какой-то хипстерский критик и правильно сделал. При всей нагруженности для восприятия оторваться от этих звуков невозможно — в Gang Gang Dance есть какой-то животный магнетизм, их музыка воздействует не слабее бытовой химии.Альбом Eye Contact в целом более доброжелателен к слушателю, чем эпохальный, но жестковатый Saint Dympha. Диск полон футуристичных космических синтезаторов чуть ли не в духе Жана Мишеля Жарра и кажется крайне трогательным из-за своего векторного стремления к поп-музыке — которое, впрочем, не удовлетворяется, а манифестируется как намерение. Музыкальную ткань Gang Gang Dance ткут по тем же рецептам — это мешанина ритм-н-блюзовых угловатых ритмов, рэйв-дискотеки с ретро-колокольчиками, этно-танцев и прочего, но это вовсе не гладкий стилистический микс. Все это происходит как бы одновременно и не обязательно ровно — музыка идет всплесками, урывками. Это неловкая, сумрачная нарезка из абстрактных пейзажей, похожая на аппликацию из судорожно нарезанной бумаги. Правда, все это присыпано блестками и украшено звездочками и снежинками. Поп-музыка в духе арт-футуризма, скажем так. Никакой оглядки на слушателя здесь вообще нет — поэтому альбом по-честному шокирует: вы точно ничего подобного не слышали. Начинать знакомство с Gang Gang Dance лучше именно с этого альбома — на нем нет таких убийственных вещей, как на Saint Dympha, однако его песни более толерантны к слушателю. Вам в любом случае понравится нежнейшее психоделическое полотно Glass Jar, под конец разворачивающееся драмой в духе Blonde Redhead, шикарная этно-дабовая «Adult Goth», воздушная «Chinese High» c синтезаторами в духе 80-х и танцевальная «Mindkilla», смешивающая рэйв с панк-роком и нойзом. Это точно один из лучших дисков года — непременно найдите его и послушайте.

+