Татьяна Замировская о последнем альбоме Primus «Green Naugahyde»
29 ноября 2011 Культура

Татьяна Замировская о последнем альбоме Primus «Green Naugahyde»

+

Колумнист Татьяна Замировская комментирует альбом Primus "Green Naugahyde".

Про группу «Примус» (по-белорусски — «принуждение»), которые починяют мир Логики и Целесообразности посредством своего убийственного музыкального абсурда уже, кажется, больше двадцати лет, что-то писать очень сложно.

Их сюрреалистические метал-джазовые наигрыши меньше всего поддаются музыкальному анализу — не писать же, мол, «математически выверенный джаз с элементами метал-музыки и полиритмичного фанка». Культурологически рассуждать же о том, что это все — нескончаемый дурацкий карнавал в духе Монти Пайтона, тоже глупо, к тому же «Примус» — американцы. По сути, конечно, эта команда всегда продолжала добрые старые традиции великого американского композитора Фрэнка Заппы, который пытался как-то примирить идиотизм поп-музыки с идеями нового симфонического академизма и, к тому же, имел превосходное чувство юмора, позволяющее ему заниматься таким дурацким делом, как музыка, с дикой и неукротимой самоиронией. Поэтому, учитывая, что Primus — коллектив культовый, говорить об их новой долгожданной работе (это их седьмой студийный альбом) можно только в дуалистичных терминах: «Primus тот» или «Primus уже не тот». Потому что прошлый их альбом — великолепный в своем абсурдистском пафосе Antipop — вышел в 1999 году, 12 лет назад. Тут уже не до фанка, вспомнить бы, как кого зовут. Лес и Ларри? Том и Джерри? Да, вроде того.

Green-Naugahyde

В общем-то, Primus тот, и хватит на этом. Тот — потому что этот альбом даже не сильно отличается от их дебютного Frizzle Fry. Они записали почти часовой альбом, состоящий из восхитительно дурацких и очень сложных песен о всяких несуразных вещах — о рыбаках и лососях, беличьих глазках, телевидении, фильмах с Клинтом Иствудом и еще какой-то ерунде; собственно, когда это слушаешь, понимаешь, что двухтысячных не было, и в это невозможно не верить. Критики умудряются обнаружить в этом альбоме какие-то концепции, рассуждая о том, что «тематика песен более сфокусированная» (а не являет собой безостановочно скачущий поток сюрреалистичных ассоциаций, как это было раньше), но это, кажется, в полной мере осмыслить невозможно — если начать вслушиваться в тексты, можно сойти с ума. Впрочем, песня «Tragedy Is Coming» более-менее внятная, ее даже хочется постоянно напевать.

Собственно, учитывая наше нежелание анализировать данное пришествие, можно только благостно выходнуть и резюмировать, что это очень крутой альбом. Изобретательный, пышный, шумный и полный звуковой и текстовой акробатики, спецэффектов и лихой панковской придури. Он ничем не хуже других альбомов Primus, и тот факт, что через 12 лет мы все остаемся такими же, как были, не может не радовать. Одна проблема — те, кто не являлся поклонниками нашего чудесного примуса, вряд ли смогут теперь, в 2011-м году, внятно прочитать мессадж группы. То есть это совершенно закрытая территория, только для своих. Приходится объяснять: «Да, это те чуваки, которые записали музыку для South Park, понимаете?». Вот уже даже «Роллинг Стоун», видимо, набравший в штат хипстеров, написал, что это не альбом песен, а «сборник какого-то стремноватого стеба». Зато за все эти годы эту нишу никто не занял — вот ушел ты на 12 лет, вернулся, а твое кресло свободно, потому что никто даже не понял, что это кресло, что на нем можно сидеть. Можно-можно, ха-ха.

+