Татьяна Замировская о последнем альбоме RED HOT CHILI PEPPERS «I’m with you»
8 августа 2011 Культура

Татьяна Замировская о последнем альбоме RED HOT CHILI PEPPERS «I’m with you»

+

Татьяна Замировская рассказывает о последнем альбоме RED HOT CHILI PEPPERS "I’m with you"

Самый долгожданный альбом конца лета оказался предсказуемо спорным. Две последние работы калифорнийского ансамбля внесли раскол в стан их фанатов. Одни считают, что лирические альбомы By The Way и Stadium Arcadium один другого хуже, и вообще — все плохо, парни бросили курить и одряхлели, гитарист Джон Фрусчианте сочиняет розовые сопли, а нового Blood Sugar Sex Magic не будет. Другим, напротив, кажется, что RHCP стали этакими «новыми Битлз», прекрасными лириками новой эпохи. В общем, мы к этим самым «другим» и относились, не ожидая от альбома ничего ужасного — разве что были подозрения насчет того, что после ухода из группы Фрусчианте песни станут более жесткими. Или, что еще страшнее, коллектив решит вернуться к задористому фанку — в рок-музыке нет ничего более жалкого, чем попытки сымитировать молодецкую удаль.

1314045449_a365eae805aedb841dec8fe52b92e74e

Что ж, действительно, судя по началу альбома, группа пытается вернуться к доброму старому фанку. Тем не менее, разница есть — раньше этот фанк был задиристым и смешным, это был образ жизни, что ли; а здесь он — средство музыкального выражения, на что намекают умопомрачительные, но чрезмерно аккуратные басовые соло Фли. Альбом начинается в ритме лирической фанк-дискотеки. Припевы разливаются сладкими многоголосьями, немного даже монотонными, но сами песни — бодрые, спортивные, с фирменными суматошными выкриками Кидиса и отсутствием иных инструментов, кроме ударных (или этно-перкуссии) и баса. Хороши песни Look Around, Did I Let You Know с развязным соло на трубе под бразильские барабаны, Monarchy Of Roses (звучащая как идеальная американская поп-песня с громогласным барабанным битом и гранджевым до вокалом). Дальше становится скучнее — после откровенно занудной песни Brendan Death Song, начинается «феномен Hey Jude» — всякая песня перебивается помпезной распевной психоделической кодой припева, где множество раз повторяется одна и та же фраза, раскрашенная инструментальными ухищрениями. Из общего потока похожих песен выбивается разве что бодренькая Ethiopia с «плавающим» ритмом и уморительными подпевками Кидиса и напористая Goodbye Hooray — да и в тех припевы слегка однообразны в своей мелодичности.

Ближе к финалу альбома Кидис начинает «давать Маккартни» (Police Station, Happiness Loves Company). Вообще, финал альбома вышел немного «битловским», праздничным — особенно хороша песня Even You Brutus с содранным у Pink Floyd вступлением и ритм-н-блюзовым фортепиано, разве что в ней слишком много помпезности. В смысле, песня могла не скатываться в мелодичный распевный хоровой припев, где самым жизнеспособным элементом является традиционно пританцовывающий бас Фли.

В итоге можно сказать, что коллектив попытался примирить свой новый лирический стиль с буйным фанк-прошлым, но результат далек от идеального: хотя в целом попытка примирить прошлое с настоящим достойна уважения. В фанке им не хватает былой дурашливости и самоиронии, а в мелодике — изобретательности и психоделичности (которая, видимо, ушла вместе с Фрусчианте). Гитары, чтобы никто не переживал, постарались записать максимально разнообразно; веселых песен постарались сделать больше, чем грустных — но в этой веселости появилась какая-то мессианская серьезность, что ли. Фиг повеселишься с таким настроением и с такой взрослостью: это как в сорок лет поехать на «Казантип» и искать там девяностые в морском песочке. Уж лучше бы и продолжали играть грустные странные песни — здесь же, судя по всему, случилась попытка угодить «и нашим, и вашим», но получилась, по сути, убедительная декларация намерений, а не великий альбом.

Хотя, может быть, и великий. С такими долгожданными работами всегда так — первый месяц его слушаешь: ерунда какая-то, а потом жить без него не можешь.

+