В тени тайфуна. Татьяна Замировская об альбоме Typhoon «White Lighter​»
12 сентября 2013 Культура

В тени тайфуна. Татьяна Замировская об альбоме Typhoon «White Lighter​»

+

Музыкальный критик Татьяна Замировская рассказывает о последнем альбоме Typhoon "White Lighter​"

typhoon-white-lighter

Портленд известен не только тем, что в нем самые смешные хипстеры и до сих пор жив дух 90-х (о чем красноречиво свидетельствует сериал «Портландия», например), но и специфичной музыкальной сценой — кажется, группа Typhoon могла появиться только здесь, в самом зеленом городе США, в сердце Орегона. Этот оркестр инди-поп-фолка под управлением Кайла Мортона играет сильную, полную оптимизма и радости музыку.  С меняющимися ритмами и сложными аранжировками с участием духовых и струнных — и их невиданную жизнерадостность критики списывают на жизненные обстоятельства самого Мортона, человека, который в любой момент может умереть и, соответственно, острее воспринимает радость жизни.

 

Оказывается, в ранней юности Мортона покусал клещ, и парень свалился с бореллиозом (обратите внимание: если вас укусил клещ, а вы не отнесли клеща в клинику и не проверили, здоров ли он, у вас есть риск тоже схватить эту пренеприятную болезнь), отчего чуть не умер — у него отказали почти все органы, довелось даже пересаживать почку (ее пожертвовал отец Кайла). Теперь Мортон дирижирует бэндом в добрую дюжину человек, пишет песни о разбитых мечтах и пустых надеждах и в то же время настолько полон восторга перед чудом жизни, что это сочетание безысходности и ликования, восторга и мрака, отчаяния и восхищения жизнью делает его музыку поистине уникальной, пускай она при этом звучит как идеальный хипстер-бэнд с хрипловато-задушевным вокалом, трубами, как у Brasstronaut и Beirut, драматизмом, как у The National, и утонченной симфоничностью, как у Alt-J. От всего этого списка надежд мировой инди-музыки творчество Typhoon отличается именно контрастным сочетанием темноты и света, невыносимого пафоса и бесхитростной ясности. Их маршевые, торжественные наигрыши на духовых так старательны и драматичны, что напоминают музыку к мультфильмам — это какой-то кукольный похоронный оркестр, совершенно детский, но настоящий. Это как, например, вам пять лет, за окном во дворе кого-то хоронят с музыкой, вы прижимаете нос к стеклу, а бабушка дает вам по шее и кричит: «Не смотри в окно на мертвеца, плохая примета!» Примета плохая, это понятно, но вы, вообще-то, хотели послушать музыку. Здесь та же ситуация — полно плохих предзнаменований, но если вы хотели послушать музыку, вам сюда.

 

В альбоме есть потрясающая песня «Dreams Of Cannibalism» — это первый сингл альбома, и начать знакомство с группой можно именно с него. Это феноменально талантливая музыка — оркестрик надежды, играющий так, как будто все инструменты валятся из немощных рук, но при этом все звучит слаженно и красиво благодаря немыслимому преодолению всего — мышечной слабости, силы тяготения, небытия. Это отличная музыка о смертности. Есть, скажем, музыка, слушая которую, понимаешь, что человек бессмертен. Она традиционно окрыляет и наполняет энергией. Есть музыка совсем другая — слушая ее, понимаешь, что человек смертен, причем внезапно. От такой музыки, скорей, сжимает горло — никакой энергии, никаких крыльев. Конечно, когда критики позиционируют этот альбом в духе «парень пишет каждую песню так, как будто она у него последняя», это звучит как-то неискренне (даже если это и правда), но факт остается фактом — Мортон начал сочинять музыку исключительно с целью отвлечься от страха смерти, и это, безусловно, ощущается в каждом звуке. Вот уже мы где-то нашли рецензию на альбом от журналиста с саркомой — пишет, мол, саркома рассосалась, целительная музыка, стало быть.

 

+