Татьяна Замировская о новом альбоме MGMT Congratulations
25 февраля 2014 Культура

Татьяна Замировская о новом альбоме MGMT Congratulations

+

Музыкальный критик Татьяна Замировская рассказывает, почему новый альбом MGMT Congratulations нужно послушать немедленно.

Очередной альбом бруклинского дуэта показывает, что в поисках своего «я» они и правда зашли чересчур далеко. Вначале парни записали пластинку пространного синт-попа, прошедшую незамеченной. Потом — в 2007-м — был контракт с большим лейблом и яркие хиты с альбома «Oracular Spectacular» (как минимум «Kids» или «Time To Pretend»). А дальше началось странное: амбициозная эпическая сага «Congratulations» с масштабными десятиминутными звуковыми пейзажами и патологическими инструментальными посвящениями Леди Гаге — и, как закономерный итог, описание коллектива в «Википедии» через «психоделический рок». Не исключено, что парней ввел в ступор коммерческий успех «Oracular Spectacular»: в те времена они стояли на сцене испуганные, как новобранцы, пока публика вместо них распевала «Kids». Теперь же со всей страстью они отдаются идее записывать максимально непопулярную музыку.

Этот альбом, действительно, несложно спутать с мэтрами психоделического индастриала вроде Legendary Pink Dots. Космические ретро-синтезаторы, звенящие гулким эхом многоголосия, размытые, плавающие звуки гитар — радио 60-х, добро пожаловать, Ground Control To Major Tom — отовсюду лезет молодой Боуи и даже неловко слушать такое на работе, например. Теперь песни MGMT развиваются не линейно, а фрактально — по психоделическим канонам: они находят некую умозрительную точку и начинают в нее всматриваться, пока она не «поплывет» калейдоскопичным нагромождением узоров. Судя по этой маниакальной созерцательности, им не очень важно, что подумают фанаты, но на деле именно что важно: пусть они думают, что мы слишком далеко от этой поп-ерунды. Иллюзион работает на ура: лабиринты звенящего ретро-саунда,  потусторонние нойз-ландшафты, неожиданнейшее дробление и повторение музыкальных кластеров, отражения, переливы, эффект комнаты с тысячами зеркал, да и вокал звучит так, как будто парни где-то валяются за диваном упоротые и смутно бормочут, пока их уносят за горизонт водовороты мелодий. Да, ребята, мы вам верим. Вы выбрались из мира поп-культуры, вы молодцы.

Безимени-1

Однако есть тут странное, почти навязчивое желание намекнуть, доказать слушателю, что поп-песни мы писать очень даже можем. Просто не хотим. И когда критики говорят, что у MGMT аллергия и идиосинкразия на поп-песни, и усложнение аранжировок развивается уже по закону психоза, — они правы только отчасти. Психоз выглядит осознанным. Это чувствуется и по треку «Cool Song No. 2» — псевдоориентальная психоделика с яркой поп-мелодией, затушеванной сумрачным лязгом, дроном и инструментальными всполохами в духе «Сержанта Пеппера», намекает на то, что именно этим диском музыканты и вдохновлялись в плане создания фантасмагоричного саунда, похожего на мельтешение конфетти в огромном пустом пространстве. Такое же впечатление оставляет «Mystery Disease» — красивая мелодия устало мечется в диком замедленном брейкбите, как насекомое в морилке. Тут есть пара т.н. «нормальных» песен с припевами, не рассыпающимися в зеркальные лабиринты: «Your Life Is A Lie» и «Plenty Of Girls At The Sea», отсылающая к Beach Boys «Pet Sounds» — диску, с которого для многих (для тех же «Битлз») и начался психоделический рок. Но это, возможно, посыл в духе «мы умеем писать поп-песни? Да, кажется, умеем». Хотя в лицо они говорят другое: разучились гнать попсу, хоть ты убей. Но когда слышишь треки вроде «Introspection», являющиеся слишком явной попыткой имитации британского психоделик-рока 60-х, понимаешь: тут слишком много осознанности. Повторить делирий Сида Барретта вряд ли возможно — кажется, эти парни все понимают. Видимо, чтобы не исчезнуть и сохранить себя, они решили поработать над самыми дикими гранями своего творчества. Но во всем этом слишком много тревоги на предмет «что о нас подумают те, чье мнение нам не важно». В любом случае, это прекрасный альбом: в нем много таланта, умения делать хорошую музыку и ясного, светлого протеста, который выразился хотя бы в подаче как минимум. Протест — это прекрасно. Но не забывайте, это всего лишь диск о любви к 60-м двух странных парней со странными фамилиями ВанВингарден и Голдвассер.

+