Татьяна Замировская о новом альбоме Spoon
26 сентября 2014 Культура

Татьяна Замировская о новом альбоме Spoon

+

Музыкальный критик и колумнист "Большого" Татьяна Замировская пишет об усмирении внутреннего ковбоя и душе Бритта Дэниела в альбоме Spoon "They Want My Soul"

Spoon «They Want My Soul»

Восьмой альбом этой техасской группы, которая усмиряет своего Внутреннего Ковбоя и выдает минималистичную и одновременно пышную смесь инди и арт-рока, вышел скорее продолжением их полифоничного и напряженного релиза «Ga Ga Ga Ga Ga» (2007), чем ленивого полуакустичного «Transference», записанного четыре года назад. Эти четыре года вокалист группы Бритт Дэниел играл в проекте Divine Fits с Дэном Бокнером (это человек, основавший не менее прекрасные группы Handsome Furs и Wolf Parade: вероятно, поэтому Divine Fits в прессе именовали не иначе как супергруппой) и почти ушел в собственные музыкальные дела — но одумался и записал новый «ложечный» релиз. Бросать группу Spoon нельзя было ни в коем случае. Они прекрасны не только тем, что могут назвать альбом «га-га-га-га-га». Они столь же минималистично изобретательны и в своей музыке, о которой ничего нельзя сказать наверняка — она ловко, как байдарка, дрифтует между жанрами, приближаясь к иным, невидимым берегам.

Диск записывался во Флориде и Лос-Анжелесе — возможно, поэтому кажется очень летним (несмотря на то, что музыканты клянутся в верности заветам легендарного коллектива AC/DC, послужившего их главным вдохновителем): в нем есть, как и в лете, эта быстротечность, тревожная странность и что-то неуловимое и тонкое — видимо, дело в лирике альбома, где, как водится, все проходит, все исчезает, душа истончается и уходит в какую-то чушь. Судя по всему, Дэниел уверен, что душу высасывает абсолютно все, и этим кровожадным душесосам он и посвящает свои трагические куплеты. Да и весь альбом именно об этом — о жизни как о процессе выветривания души, раздачи ее кому попало (пара песен про отношения тут тоже есть — куда от этого денешься). А когда ее уже не остается, ты, наверное, умираешь.

У Дэниела с душой все в порядке. Более того, он даже знает, где взять немножко.

Выбор кавера для альбома достаточно хитрый — это старенькая блюзовая песенка шведки Энн-Маргрет «I Just Don’t Understand», которую когда-то перепевали «Битлз» (на номерных альбомах этого нет, но во всяких компиляциях и концертных записях вы этот трек найдете) и которая у Spoon звучит так, как будто ее исполнил Лиам Галлахер в своем сольном проекте. А авторский материал здесь и вовсе полон души и жизни — шумный и резкий, несмотря на фирменную отстраненность. Например, тут есть прекрасная песня про такси в дождь и нежнейшая, совсем кружевная танцевальная композиция про нью-йоркский поцелуй (гитарный скрежет, маримбы, синтезаторы). Критики все тоже в восторге, правда, путаются в аналогиях: то говорят, что это сочетание Wire и Bee Gees (дикий напористый постпанк и сладкий карамельный поп), кто-то пишет про симбиоз Элвиса Костелло, Can и The Cure — в общем, налицо поиски точки пересечения костлявого постпанка и щемящей, нежнейшей поп-музыки. Хотя на самом деле это почти то же самое, что бельгийская группа dEUS — когда музыканты усиленно демонстрируют любовь к классическим рок-формам (арт-рок, прогрессив-рок, постпанк) и невозможность этим формам следовать из-за сложного душевного устройства — вот и выходит вымороченное, полное переживаний, и Pixies объединяются c Beatles. Возможно, это такая возрастная штука — наверное, есть целое музыкальное поколение, которое подражало экспериментальной инди-музыке 80-х, но росло на уютной сентиментальной рок-классике. Все они чуть младше Тома Йорка — родились в первой половине 70-х. И всех одинаково морочит.

spoon 4

В альбоме, кстати, много звуковых экспериментов — это первый опыт работы Spoon c мощными продюсерами, арт-роковым Джо Чикарелли (работавшим с Фрэнком Заппой, Джейсоном Мразом и The Shins) и королем неопсиходелики Дэйвом Фридманом (Flaming Lips и MGMT), поэтому саунд тут богатый, а песни — яркие и цепляющие. И с душой у них все в порядке. Так что если вы подрастеряли свою, берите, Бритту не жалко, у него много.

+