Занимательное естествознание. Татьяна Замировская об альбоме Bjork «Biophilia»
16 декабря 2011 Культура

Занимательное естествознание. Татьяна Замировская об альбоме Bjork «Biophilia»

+

Колумнист Татьяна Замировская делится своим авторитетным мнением об альбоме Bjork "Biophilia"

Невозможно доверять поп-музыкантам, которые вместо поп-музыки начинают ваять сложносочиненные проекты, без синтеза нескольких видов медиа не воспринимаемые вообще. Век технологий, это понятно. Но альбом для iPad!..

Да, это красиво — каждая песенка, которую вы приобретаете как отдельное приложение, расцветает интерактивным коллажем, где мановениями пальцев вы можете влиять на пульс эпохи, заставлять арпеджио звучать по-разному, пересаживать с места на место арфисток, играющих согласно циклам Луны, двигать планеты туда-сюда, замедлять ритм и разгонять подушечками пальцев виртуальные тучи. Красива и концепция — альбом, посвященный любви к природе и неутомимой жажде жизни во всех ее проявлениях: Бьорк преподает некий урок занимательного естество­знания для детей и взрослых — тут и растения, и звезды с метеоритами, и маятники с магнитами, и поющая катушка Тесла, и всякое прочее. Прямо Стивен Хокинг для маленьких.

bjorkbiophilia

Возможно, Бьорк и команда инженеров, художников и прочего народа, создававшего эту интерактивную медиа-эпопею, точно попали в горячее сердце нынешнего любителя гаджетов. Но вот в чем проблема — лично я, как тоже, разумеется, любитель гаджетов, не обладаю достаточным количеством времени на то, чтобы несколько часов любоваться на купленный через iTunes десяток волшебных приложений с магическими фонариками. Я хочу, простите, заниматься своими делами и слушать, предположим, фоном магическую музыку Бьорк без фонариков и необходимости что-то делать руками. Я вообще не хочу ничего делать руками! Мне кажется, что музыка должна быть для слушателя отдохновением, волшебным миром и великой тайной, а не необходимостью двигать камни по экрану туда-сюда и менять аранжировки. Я не хочу ничего менять! Я хочу сидеть и радоваться тому, как красиво все сделали, сдвинули и поменяли специально для меня. Собственно, поэтому я и выбрала музыку, а не, скажем, компьютерные игры или кинематограф, где все же от реципиента требуется посильное участие в процессе.

С другой стороны, не все же такие фрики, поэтому для многих, наверное, альбом этот — праздник. Но вот в чем проблема. Если пытаться слушать этот диск как музыку, без волшебных игр, окажется, что в нем толком-то и песен нет. Сплошь технологии, необыкновенные инструменты-гибриды, сотканные из воздуха и паутинок, звуки космоса, дождя, кристаллов, природных циклов и лунных ритмов — но за идеей и способом ее реализации потерялась музыка. Точнее, музыка из самоцели и продукта превратилась, что ли, в способ достижения цели и один из инструментов, на которых сыграна эта мультимедийная симфония. Chrystalline с чудесным клипом от Мишеля Гондри, который разве что ленивый не прокомментировал на предмет схожести нашей Гудмундсдоттир с ихней Аллой Борисовной — пожалуй, единственная толковая песня альбома. Простите, у меня нет времени оценить красоту этих песен, если для того, чтобы ее оценить, я должна что-то сделать своими руками. Айпэд умрет, музыка останется, эй, вы чего?

+