Казаки из зоопарка
17 января 2012 Город

Казаки из зоопарка

+
Чижовка — это смесь Беловежской пущи, Комаровского рынка и чебуречной. Именно в самом непредсказуемом районе столицы прописался единственный минский зоопарк. Дикие животные обитают здесь в условиях вечной белорусской стройки. А кроме аистов и енотов-полоскунов, в зоопарке можно встретить людей с нагайками — казаков. Вместе с ними корреспонденты «Большого» и отправились на экскурсию по дикому миру Чижовки и узнали, почему животных нельзя подкармливать, как стать казаком и что может вызвать появление антихриста.

Казачья дружина следит за правопорядком в чижовском зоопарке с 2009 года. Всего в ней четырнадцать человек. Все они входят в Республиканское общественное объединение «Белорусское казачество». Когда в СМИ появилась информация, что чижовский зоопарк будут охранять казаки, многие задались вопросом: зачем? И вообще, откуда казаки в Беларуси? Вспомнили, как они подавляли на белорусской земле народные бунты, а в 1648 году войско Богдана Хмельницкого перерезало почти весь Пинск. Вот и прозвали современных белорусских казаков «ряжеными», которые никакого отношения к истории казачества не имеют. Храня в голове все эти неразрешенные исторические вопросы, мы и отправились в Чижовский зоопарк.

Закон нагайки

Командир казачьей дружины Владимир Шурпач встречает нас у входа в обитель зверей. Владимир одет на казачий манер. На голове фуражка, за поясом — нагайка. Вместе с командиром два казака — Дмитрий и Николай. На поясе у Дмитрия висит кобура. Как оказывается, в ней ничего нет. Просто для красоты. Иметь при себе оружие казакам-дружинникам запрещено. Нагайка — не в счет. «Нагайка у казака, как у моряка кортик, — говорит Владимир. — Казак без нагайки — это что-то нереальное. Мне ее родственник с Кубани прислал. Если будет какая-нибудь экстренная ситуация, то и по ноге можно секануть. Но если в нагайку пуля вшита, это грозит увечьем. Она дробит кость, плоть разрубает. Сродни удару сабли».
Мы идем по зоопарку в воскресный день. Именно по выходным и праздникам казачья дружина несет в Чижовке свою службу. В будние дни казаки заняты обычной жизнью. Работают на заводах и в автопарках. Ведут свой бизнес. 37-летний командир дружины Владимир Шурпач раньше был прапорщиком МВД. Ушел из органов «по обстоятельствам». В настоящее время занимается дорожными работами. Говорит, что внес свой вклад в строительство «Минск-Арены». Плитку у комплекса закладывала его бригада.

В воскресенье зоопарк полупустой. Всем своим видом он напоминает затянувшуюся стройку. Дорожки заасфальтированы кусками. Кое-где попадаются большие мутные лужи, которые приходится обходить и перепрыгивать. Из клетки на посетителей смотрят грустные глаза зубра. Особое уныние зоопарку придают бродячие аисты, которые не сидят в клетках, а ходят среди людей. Птица на длинных ногах, чье оперенье приняло цвет земли, напоминает юродивого, ждущего подаяния у церкви.

«Мы пришли сюда с одной целью — помочь зоопарку, — рассказывает командир о казачьей миссии. — Потому что секьюрити содержать зоопарк финансово не может — бюджетная организация. А мы абсолютно безвозмездно несем службу по охране общественного порядка. Почему именно зоопарк? У  одного нашего казака здесь супруга работает. Так вот и получилось… Приехал верховный атаман, с директором провел переговоры, составили договор о сотрудничестве, согласовали с РУВД Заводского района. У всех у нас есть удостоверения добровольной народной дружины. Это как юридическое подкрепление. Чтобы не было вопросов, когда мы останавливаем человека, который идет, пошатываясь, и прихлебывает пивко».

Казак и коза

По чижовскому зоопарку гуляют молодые родители с детьми. Родители в основном разговаривают на трасянке и громко смеются. Их дети бегают за аистами, которые не проявляют особого интереса к жизни. Да и другие мохнатые и пернатые жители зоопарка кажутся «забальзамированными». Рысь в вольере уставилась в одну точку, куда-то в сторону чижовского водохранилища. Лиса спряталась в конуре. И только морские котики веселят посетителей, издавая нетривиальные гортанные звуки. А бурый медведь поедает что-то, напоминающее слипшиеся макароны или манную кашу.
«Единственная выгода, которую мы имеем, — говорит Владимир, — это то, что в зоопарке нам дают поездить верхом на лошадях. Приходишь чуть раньше — на час, полтора — заседлался, проехался. А так главная цель — следить за порядком. Мы следим, чтобы люди не пили спиртное, не ловили рыбу, не кормили животных. Многое из того, что посетители просовывают в клетку, животным попросту нельзя. Дальневосточный леопард в прошлом году, в принципе, от этого и умер. Несколько раз мы оказывали посетителям первую медицинскую помощь. Пару раз из загона выбегала козочка, и нас просили ее поймать. Посетители смотрели дурными глазами: какие-то казаки бегают, козу ловят! Поэтому от таких поимок мы отказались. Мы сюда пришли за соблюдением порядка, но никак не за козочками».

Ленин и раввины

По словам казака, силу против нарушителей порядка ему применять не приходилось. Конфликтные ситуации казаки пытаются решить мирным путем. Когда не получается, вызывают милицию. Но за два с половиной года таких ситуаций было всего несколько.

«Силу применять, слава богу, пока не приходилось, — утверждает казачий командир. — И я думаю, что не придется. Хотя, честно говоря, ждали. Когда прошла информация, что наше общественное объединение будет охранять зоопарк, ребята наши зашли на сайт «свядомых» (смеется). Ну, и понеслось… «Вот мы придем! Что тут какие-то казаки появились!» «Свядомые» даже написали: а ну-ка соберемся, подпоясавшись поясами слуцкими, возьмем палаши и шляхетским войском придем, погутарим с казаками этими. Ну, человек сказал — человек сделал. Ждали. Не пришли. Даже неинтересно».

Владимир не считает себя потомственным казаком. Из настоящих казаков в своем роду называет только прадеда по линии матери. По линии отца все «палешуки». Тем не менее, он негодует, что белорусских казаков называют «ряжеными».

«Никто историю толком не читает, — говорит командир. — Не знают, что были казаки и в Великом княжестве Литовском, и в Речи Посполитой. Про это почему-то забывают. Только вспоминают, когда пару раз сюда казаки приезжали бунты усмирять. Так, простите, не одни казаки усмиряли! И после октябрьского переворота 1917 года, когда к власти пришли Троцкий («настоящая фамилия — Бронштейн», — отмечает Владимир), полукровка Ленин, уж сколько они крови пролили… Земля пропитана была — геноцид. Ну, извините, никто на улице, встретив раввина, не кричит, что он ряженый, и не плюет ему в спину. А раввины ходят спокойно. Почему такая толерантность однобокая?»

Тишина в зоопарке прерывается свистом строительных машин. Здесь, как и во всей Беларуси, со всех сторон копают и благоустраивают. Вот недавно открыли дельфинарий, и теперь у чижовского зоопарка и вовсе, должно быть, не будет отбоя от минчан и гостей столицы. Храня в душе эту веру, мы пытаемся узнать у Владимира, чем же все-таки белорусские казаки отличаются от российских и украинских.

«Наверное, единственное отличие, что у нас казаки — в большинстве своем именно белорусы, которые здесь родились и выросли, — объясняет казак. — И не относятся предвзято к людям другого культурного, религиозного и национального слоя. Мы такие же граждане Республики Беларусь, как татары и поляки. Есть же Союз поляков в Беларуси. Почему не может быть Союза казаков? Казаков, которые разговаривают на белорусском языке, я не знаю. А вы таких много в городе встречаете? Вот. У нас в стране два национальных языка».

Призрак антихриста

Как оказывается, стать белорусским казаком может абсолютно любой человек. Единственное требование — православное вероисповедание. Когда проходим мимо вольера с орланами, наш разговор неожиданно принимает религиозную окраску.

«Казаки исконно были православными и позиционировали себя как воины Христовы, — истолковывает командир.

— Потому что считали, что, защищая православных христиан от турок, крымцев, нагайцев, они делают благое дело. Защищают вместе с православными людьми веру и церковь. Если не будет людей, то, само собой, не будет и веры».
Героем белорусского казачества командир дружины называет Северина Наливайко. Его отца принуждали принять униатство и, по словам Владимира, «конкретно обидели». Северин обратился за помощью к запорожцам, и часть из них согласилась «погулять по Белой Руси». Мы интересуемся, означает ли это, что герой белорусских казаков выступал против самих белорусов?

«Против вероломной политики, — говорит Владимир. — Ведь, если взглянуть в корень этого слова, «вероломство» — это ломать веру. Дело даже не в католицизме. Пускай бы они у себя молились в костеле, а православным давали молиться в своих церквях. Но ведь этого не произошло. Насаждалась уния огнем и мечом. В Витебске был епископ Кунцевич. Православных, которые не перешли в униатство, он запретил попросту хоронить. Их тела рвали собаки и клевали вороны. Люди само собой бунтовали. Многие примыкали к Гаркуше или гетману Лободе».

На замечание, что православная и католическая церкви всегда искали точки соприкосновения, Владимир отмечает: «А это шаг к экуменизму. Экуменизм подразумевает под собой встречу антихриста, когда сотрутся все грани и границы. Читайте святое писание. Ни в коем случае не должно быть никакого смешения. Если в свое время Рим решил, что может внести изменения в догматы христианские, изменить символ веры единой, который был  утвержден на Седьмом Вселенском соборе, это его право. Пускай так и поступает. Но ни в коем случае не лезет со своим уставом в чужой монастырь. Православная вера оттого и православная, что правильно славит Бога. Нужно просто почитать писания святых отцов. Объединение всех границ, как государственных, так религиозных и этнических — это семимильный шаг к приходу антихриста, которому все народы будут поклоняться и его возлюбят».

Мы намотали вокруг вольеров уже не один круг. Чижовский зоопарк — маленький. И, как все хорошее, быстро заканчивается. Оказавшись у выхода, интересуемся у командира, какими главными качествами должен обладать белорусский казак.
«Наш верховный атаман Николай Дмитриевич Улахович все время повторяет, что не важно, родовой ты казак или нет. Главное, что у тебя есть желание сделать что-то полезное, огонек в сердце и задор в глазах», — говорит Владимир и перечисляет 10 казачьих заповедей. (Держи слово. Слово казака — крепко. Казак — воин по духу и плоти своей…). Напоследок он показывает фотографию на своем мобильном телефоне. На фотографии сидят двое мальчишек в казачьем обмундировании. Это дети Владимира, которых он уже воспитывает по казачьим традициям. С утра обливает холодной водой, по выходным водит в воскресную школу. А старшенький, которому семь лет, уже и сам ходит в зоопарк — учится седлать лошадей. Своих детей Владимир называет «казачатами».

+

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/