Кинотеатр повторного фильма: «12 обезьян»
31 мая 2013 Кино

Кинотеатр повторного фильма: «12 обезьян»

+

Судя по тому, сколько фильмов снято о путешествиях во времени, можно смело рекомендовать эту тему молодым белорусским кинематографистам. Впрочем, мы-то с вами знаем, что в прошлое они путешествуют с завидной регулярностью и без нас.

Тем временем, взгляд американских киношников бодро и с оптимизмом устремлен в будущее. Только если любимый девчачий «Эффект бабочки» говорит, что будущее можно изменить, лишь по­осторожнее с последствиями, то «12 обезьян» Гиллиама гомерически хохочут над этой идеей. Мало того, что Брюс Уиллис в финале умирает, так он еще и не спасает мир. Теперь, когда недовольные любители фантастики перевернули страницу, поговорим, собственно, о кино. Том самом кино, которое начинается, когда отбрасываешь в сторону фантастическую чепуху.

Untitled-1

Раз уж такое дело, спасать мир — не единственная задача героя Уиллиса. Гораздо сложнее не сойти с ума в обществе, где все тебя таковым считают. Гиллиам, снимая «12 обезьян» в 1995 году, играет в пророка и выигрывает, показывая, как информационное общество доводит до психоза, ставшего уже абсолютно нормальным. И вот уже не так странен вопрос — кто на деле сумасшедший — Коул или люди вокруг. На выходе тот самый вирус, от которого погибло 99% населения Земли, не что иное, как вирус информационный. Поражая тонкие связи человеческих взаимоотношений и притупляя чувства, паразит в виде новых технологий сводит прямой личностный контакт до минимума. В будущем (а если быть точным — все уже случилось, расслабьтесь) коммуникация происходит как угодно, только не через прямой контакт.

А может, человечество и впрямь заслуживает уничтожения.

Все это есть в изображении, оно одно истинно и правдиво. Парадокс в другом — кинематографическая реальность Гиллиама и не реальность вовсе. Если уж герой — в понимании большинства — шизофреник, то и окружающий мир подается в преломлении его параноидального сознания: сцены психиатрической лечебницы Гиллиам снимает в тюрьме — таковой она кажется, в первую очередь, сознанию Коула.

Интересные факты:
1. Все авиакомпании отказались предоставить Гиллиаму бесплатно свои вывески и таблички, потому что в аэропорту по сценарию убивают человека. Поэтому уличная сцена, где герои Уиллиса и Стоу подъезжают к аэропорту, была снята в Балтиморе, а помещение залов ожидания — в Филадельфии.
2. Брэд Питт для роли Джеффри долго посещал занятия логопеда — ему все никак не удавалось быстро говорить. Месяцы тренировок принесли свои плоды: Питт не только бросил курить и стал делать домашние задания, но и достиг потрясающих результатов, что видно в картине.
3. Коул произносит фразу: «Я вижу мертвецов». Спустя четыре года она аукнется Уиллису в мистическом триллере «Шестое чувство» (1999).

Вместе с тем, в отличие от еще одного конструктора реальности Тима Бертона, вселенная Гиллиама и не сказочная, а максимально приближенная к действительности. Эта лестница не конструировалась специально для фильма, чтобы отвечать причудам режиссерского воображения, она есть у вас в соседнем дворе. Аналогично с остальным. Нарочито закольцованная шизоидная музыкальная тема фильма от композитора Пола Бакмастера подчеркивает идею временных петель, но не смотрится искусственно. В мире Гиллиама в переулках, за поворотом, в мотеле и вправду звучит такой мотив. Потом еще долго он будет отбиваться у вас в голове.

kinopoisk

Там же, в подкорке, засядет и парочка актерских образов, которые у Гиллиама преображаются до неузнаваемости. Ни до, ни после «12 обезьян» вы не увидите такого Брэда Питта. Пожалуй, ноги его образа в «Бойцовском клубе» растут как раз из гиллиамовской антиутопии — не будь ее, может, мы бы никогда не разглядели за смазливым личиком актерский потенциал. Арифметика простая: меньше голого торса, больше характерной игры и полного безумия выражения лица.

Мир принадлежит кошкам и собакам.

А теперь считаем. Будь вы сколь угодно нормальным, если вы не в большинстве, вас сочтут шизофреником, напишут обо всем этом абзац в учебник по психиатрии и тыкнут пальцем. Закрепим пройденное: мы все в психушке, Брюс Уиллис умирает в финале, мир уже не спасти, все — фикция. Только не расстраивайте этим белорусских кинематографистов.

+