Кинотеатр повторного фильма: «Охотник на оленей»
29 апреля 2013 Кино

Кинотеатр повторного фильма: «Охотник на оленей»

+

Американская картина о Вьетнаме? Да что вы говорите! Становитесь в очередь. Не знаю, как вы, я, собираясь смотреть очередной фильм о Вьетнаме, мысленно настраивалась на многочасовую эпопею об ужасах войны. Чутье меня по обыкновению не подводит. Впрочем, «Охотник на оленей» Чимино — как раз тот случай, когда безропотно примеряешь на себя роль билетерши, останавливающей толпу зрителей на выходе после первого часа, чем на привычное недовольное амплуа.

Приблизительно таким натолпом выходили из кинозала Берлинале советские критики, возмущенные «Охотой на оленей». Что ж, по адекватности восприятия они могут сравниться лишь с переводчиками, готовившими первый русскоязычный релиз для видеокассет. Не углубляясь, ребята породили один из любимых анекдотов c The Deer Hunter. Сиди и смотри, дорогой Гюнтер.

Вьетнам для янки — уже давно больная тема. Подобные фильмы смотрелись тогда, как теперь картины об Ираке — возможность отрефлексировать там, где больше ничего не остается. И что тогда, что сейчас, рефлексии окрашиваются по политическому признаку, несмотря на то, что основная цель все-таки — обыкновенный антивоенный посыл.

Человек, который говорит «нет» шампанскому, говорит «нет» жизни.

И если у Копполы в «Апокалипсисе сегодня» Вьетнам — это сюрреалистический сон, где в клубах горящего напалма сложно отделить реальность от галлюцинаторных фантазий, то у Чимино все гиперреалистично. Будь то свадебные пляски, игра в русскую рулетку, вывернутые кости или простреленная башка — каждую минуту ты нутром ощущаешь происходящее. После Копполы убеждаешься, что война — это какой-то полубредовый калейдоскоп, в котором нет и не может быть правил игры. Чимино же принимает Вьетнам как данность, но, каясь, говорит о том, что после такого нормальным не остается никто.

kinopoisk

Антивоенный пафос Чимино объясняется свежестью и актуальностью темы: «Охотник на оленей» был снят спустя три года после вывода американских войск из Вьетнама. Впрочем, даже тогда редкая киностудия всерьез рассматривала сценарии картин на вьетнамскую тему, мол, какой американец вообще захочет видеть картину о Вьетнаме. Справедливости ради стоит сказать, что картина Чимино — не о Вьетнаме, она о молодых американских ребятах, которые не патриотизма ради отправились воевать под звездно-полосатым флагом, ощутили весь трагизм и бесчеловечность войны и, потрепанные, были вброшены назад в будни. Это у Копполы «картина не о Вьетнаме, она и есть Вьетнам». Чимино снимает, как жить после всего этого и возможна ли такая жизнь вообще.

Интересные факты:
1. Как считается, ряд смертей в США в 1980-е годы был вызван знаменитой сценой игры в «русскую рулетку» в фильме.
2. Эпизод с «русской рулеткой» получил очень широкую известность; в частности, он пародируется в мультсериале «Симпсоны» и присутствует в компьютерной игре Conflict: Vietnam. Однако не существует убедительных доказательств того, что подобные случаи действительно имели место во время Вьетнамской войны.
3. Кристофер Уокен достигал отрешенного и пустого взгляда своего героя, сидя на диете из риса и бананов.
4. Во время съемок некоторых эпизодов игры в «русскую рулетку» в барабане револьвера находился настоящий боевой патрон, чтобы повысить напряжение на площадке. Это было предложением Роберта Де Ниро. Но, естественно, перед выстрелом проверяли, что в стволе нет пули.

Как это бывает в фильмах-эпопеях, «Охотник на оленей» четко разделяется на три акта, причем первый и третий, варящиеся в одинаковых декорациях, обнажают перемены героев и неизменность «бытовухи» среднестатистического жителя Клэртона. Их вялотекущее существование не прерывалось военными баталиями, оттого-то понять Майка невозможно. В свою очередь, он не представляет себя прежним на знакомых улочках, сбегая из дома в отель. Обреченность потерянного поколения, как печать, отражается на лице героя Кристофера Уокена в финале картины.

Это есть это, а не что-то другое.

Строго говоря, эту же обреченность мы уже видели двумя годами ранее в «Таксисте» Скорсезе на лице Де Ниро. Не мудрствуя лукаво, в тройке Скорсезе-Коппола-Чимино последний проигрывает и по драматизму, и по объему идеи.

kinopoisk

Порой думается, что американские кинематографисты оправдываются за огрехи своих же властей. «Охотник на оленей» стал одним из первых покаяний во всеамериканском позоре. Финальное «Боже, благослови Америку» со слезами на глазах — красноречивое тому подтверждение. Сейчас история повторяется, и киношники оправдываются уже за иракскую тему — на «Оскар» раз за разом номинируются картины об Ираке. В подкорке бегает шальная мысль: а может, есть среди них лента уровня, простите, Копполы, Скорсезе или Чимино? Увы.

+