Кинотеатр повторного фильма: «Пролетая над гнездом кукушки»
2 августа 2015 Кино

Кинотеатр повторного фильма: «Пролетая над гнездом кукушки»

+

«Большой» любит истории с надрывом, и одна из наших любимых — фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Трагикомедия, притча и молодой Джек Николсон в одном флаконе. И больше ничего не надо.

Роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» был опубликован в 1962 году и сразу завоевал любовь популярного в те годы движения битников. Но еще до того, как книгу переиздали не один десяток раз и перевели на множество языков, произведением заинтересовался Кирк Дуглас (родители которого, к слову, переехали в США из Гомеля) и купил права на кино- и театральную постановки. Несколько месяцев спектакль по книге шел на Бродвее, но отклика у публики не вызвал. В последующие годы Кирк не раз думал об экранизации, однако не мог найти ни финансирование, ни режиссера, ни актеров. Мы бы так и не увидели этот фильм, если бы однажды сын Кирка — хорошо знакомый всем Майкл Дуглас — не попросил у отца права на историю. И пошло-поехало. Режиссерское кресло занял безызвестный тогда эмигрант из Чехословакии Милош Форман, снимали на базе небольшой студии Fantasy Films и при всем уложились в скромнейший бюджет — немногим более четырех миллионов долларов.

one-flew-over-the-cuckoos-nest-11

История разворачивается вокруг преступника Рэндла МакМерфи (Джек Николсон), который имитирует безумие, чтобы вместо тюрьмы попасть в психбольницу. И вот он туда попадает, уверенный, что его пребывание будет недолгим и скорее развлекательным — еще бы, вокруг же только психи! Вот, например, огромный индеец Вождь, который будто бы глухонемой, — его можно пытаться научить играть в баскетбол. Или Билли — совсем еще сопляк, над ним можно смеяться и по-доброму учить жизни согласно своим представлениям. Но постепенно Рэндл осознает, что все не так просто. И психи тут — совсем даже не психи: большинство из них находится в лечебнице по своей воле и в любой момент может выйти. В отличие от него, казалось бы, психически уравновешенного человека. Так весь сюжет и вертится вокруг попыток как-то «оживить» своих друзей по палате: сломать систему и в конце концов выбраться на свободу. Но не суждено сбыться планам Рэндла МакМерфи.

article-1352429-006650BD00000258-494_468x286

Интересные факты:
1. «Гнездо кукушки» — так на английском сленге называют психиатрические больницы.
2. Большинство статистов в фильме — душевнобольные на самом деле.
3. Кен Кизи отказался смотреть экранизацию собственной книги, так как был очень недоволен изменениями, внесенными в сценарий.

Куда глубже сюжета здесь система символов и образов. Сначала кажется, что лечебница — это просто социум внутри социума, этакая микросистема, работающая по таким же схемам с поправкой на психическое состояние ее членов. Но ни о какой поправке речи не идет — это и есть уменьшенная копия нашей с вами жизни, с точно такими же героями, наказанием за нарушение правил и всем остальным. Иное здесь и восприятие свободы — сначала стены, медсестры, врачи и санитары кажутся ограничителями. Но после сцены с рыбалкой все более ясным становится то, что антагонистами свободы выступают не третьи лица, а сами «больные». Каждый сам себя запирает на ключ и, наоборот, уходит от свободы, воспринимая больницу как своего рода убежище. Переворачивается даже понимание добра и зла.

Главный герой — объективное зло, но в картине он мало того что главный герой, так еще и вызывает чувство симпатии. С другой стороны, медсестра Рэтчед (Луиза Флетчер) — пусть у нее и есть недостатки, но скорее она попадает в категорию «добро». При этом вряд ли найдется много зрителей, которые не испытывали бы к ней острой неприязни.

«Вы каждый день ноете, как вам здесь тяжело, но ничего не делаете, чтобы все изменить и выбраться отсюда».

В свое время фильм произвел фурор. Да что говорить, он и сегодня по праву считается культовым. Вторая картина в истории, получившая пять основных наград «Оскар», один из самых кассовых фильмов семидесятых прошлого столетия. И еще его называют одной из лучших работ «новой волны Голливуда», которая началась после того, как бы отменен так называемый «кодекс Хейса» — свод этических норм и правил, который не позволял, например, выпускать в прокат фильм с «обнаженкой» или преступником в качестве главного героя вплоть до 1967 года. И эта картина — одно из подтверждений того, что жестокость, обнаженка и «прочая грязь» могут присутствовать в искусстве не только для эпатажа зрителя, но и для большей связи с реальностью. Прорывом можно назвать и подбор актеров — не зря его проводили больше года. Здесь на уровне актерская игра не только главных персонажей, но и второстепенных, а для многих актеров (например, для Дэнни ДеВито и Брэда Дурифа) фильм стал громким дебютом.

poster-438729b550

«Пролетая над гнездом кукушки» — притча, рассказывающая о смысле и ценности свободы, о людях, да и просто о жизни. Любое искусство должно нас чему-то учить, и с этой задачей фильм справился на отлично.

+