Кинотеатр повторного фильма: «Великая красота»
29 августа 2014 Кино

Кинотеатр повторного фильма: «Великая красота»

+

Берем европейское светское общество, добавляем туда алкоголя и наркотиков, немного поисков смысла жизни, голых художниц, сорокалетних стриптизерш и радикальную молодежь, мешаем с отменной режиссурой и актерской игрой — получаем «Великую красоту».

История ленты началась задолго до рождения ее режиссера: еще в 1918 году немецкий философ Освальд Шпенглер написал «Закат Европы», чем наделал много шума, предсказывая неутешительное будущее Старого Света. Позже, в 1960-м, Федерико Феллини снял «La dolce vita» («Сладкая жизнь») — одну из самых знаковых картин в истории кинематографа, которая также иллюстрирует упадок и красоту европейской культуры. Прошла еще половина столетия — и мы получили «Великую красоту». Ее вполне можно назвать «La dolce vita 2». По-прежнему в центре внимания сладкая жизнь известного журналиста: он хоть и постарел, но по-прежнему красив. Красив и его образ жизни, красив и Рим — в общем-то, красив и закат Европы.

— Почему вы больше не написали ни одной книги?
— Я искал великую красоту, но я ее не нашел.

Феллини можно назвать крестным отцом фильма Соррентино. В обеих картинах мы видим Рим, бесконечные вечеринки и светские рауты. И это не говоря уже о схожести в стилистике: символическое начало фильма, барочность, калейдоскопичность, смешанная с сатирой лирика.

6355_13

«Великая красота» — ни в коем случае не история «о чем-то». Вглядываться и думать в ленте можно о символах и культурных кодах, но никак не о смысле всего этого: самого его как раз и нет. Бессмысленность всего, пустота — вот о чем «Великая красота». Не зря главный герой несколько раз рассказывает, будто бы Флобер в свое время мечтал написать роман о «ничто». Что же, кому-то ведь надо было воплотить в жизнь идеи классика.

Ей 42, и она хочет быть изысканной стриптизершей. Но этот мир больше не изысканный.

Еще один значимый герой соррентиновской картины — вечный город. Первые минуты фильма он предстает перед нами в своем величии — да таком, что китайский турист вглядывается в его пейзажи и будто не выдерживает, падает навзничь, пока в церкви неподалеку распевается хор. Секунда — и мы слышим крик, но вызван он не тем самым туристом, нет. Это вся римская богема собралась праздновать 65-летие главного героя — Джепа Гамбарделлы, того самого постаревшего журналиста. Город показывает свое современное лицо через людей. Они неистово танцуют, пьют, употребляют наркотики, бездумно веселятся: со времен «Сладкой жизни» Феллини кроме цифр на календаре ничего не изменилось.

Интересные факты:
1. Свой предыдущий фильм Соррентино снял в США, а главную роль там исполнял Шон Пенн. Вышло не очень удачно, зато возвращение в родную Италию с новой лентой у режиссера получилось триумфальным.
2. Тони Сервилло, исполнителю главной роли, всего 50 лет, а его персонажу — 65.
3. Сам режиссер в интервью делился, что «фильм в большей степени говорит о течении времени и никчемной трате его в нашей жизни».

Каждую из своеобразных глав фильма следует рассматривать отдельно. Например, сцена с современной художницей: она голая, в фате и с нарисованным на лобке советским флагом кидается на стену, после чего встает и кричит: «Я не люблю вас!» Зрители, все та же богема, хлопают, ведь показать свое непонимание «искусства» — моветон. А после Гамбарделла берет у девушки интервью — пытается что-то понять, но в ответ слышит лишь «Я художник, я не должна никому ничего объяснять, я живу вибрациями» или «Спросите лучше о том, как меня в детстве домогался собственный отец», после чего Джеп резюмирует: «Так и напишем: она живет вибрациями, но не знает, что это такое». Интересно, что многие в этом эпизоде обнаружили намек на Марину Абрамович. Действительно, кто-нибудь из вас, только честно, может понять смысл всего, что она делает?

la-grande-bellezza

Заслуга Соррентино состоит в том, что он смог рассказать не только о вышеупомянутом закате Европы, но и что снял что-то вроде современной версии «Божественной комедии» Данте. «Земную жизнь пройдя до половины…» Гамбарделла осознает пустоту всего окружающего, нелепость своего общества и положения, начинает поиск себя — и далее по списку. К счастью для зрителя, сделано это все не в морализаторском ключе, фильм получился живым.

Стилистика, музыка и визуальный ряд в «Великой красоте» — вот что на самом деле прекрасно. Сочетание современной и не очень музыки разных жанров, некоторые сцены — почти что музыкальные клипы, этакое затяжное MTV для интеллигенции. При этом все пышно, витиевато, со множеством деталей, своего рода кинематографический ажур. Отметили «Великую красоту» по достоинству. Фильм был представлен и номинирован на главный приз прошлого Каннского кинофестиваля, получил «Оскар» как лучший зарубежный фильм и еще много других наград.

На ту же тему:
1. Сладкая жизнь (La dolce vita) 1959 год, Режиссер: Федерико Феллини
Близкая по атмосфере и мыслям работа гранд-мастера итальянского кинематографа. Красота, Рим, свобода, поиски смыслов.
2. 8 с половиной (8 1/2½) 1963 год,Режиссер: Федерико Феллини
Фильм о том, как снимают фильм. Но не только. Абсурдность окружения, тотальное отсутствие искренности — многое роднит эти две ленты.
3. Ночь (La notte) 1961 год, Режиссер: Микеланджело Антониони
Своеобразный ответ «Сладкой жизни» от другого великого итальянца. И здесь упадок общества, интеллектуальная элита, богема. Только немного с другой стороны.

В одной из песен литовской певицы Алины Орловой есть строчка «красота пустоты, пустота красоты». Пожалуй, эти слова — одно из лучших описаний фильма.

Словом, налейте себе вина, сядьте поудобнее и обязательно посмотрите «Великую красоту».

Вам будет смешно. И тоскливо. И, надеемся, не пусто на душе.

+