Люди  на болоте. Колонка Александра Демидовича
2 августа 2013 Колонки

Люди на болоте. Колонка Александра Демидовича

+

Колумнист «Большого» Александр Демидович пытается оправдать горе-дизайнеров из британской компании INSTID, а заодно понять, кто же мы — люди на болоте.​

demidovich_logo-150x150Шумиха с разработкой логотипа Минска заставила задуматься, насколько хорошо мы себя знаем. Специалисты британской компании INSTID с какой-то стати решили позиционировать Минск как умный город. Весьма спорное утверждение. Комфортный для жизни — да. Зеленый и чистый — да. Но ни разу не умный. Неудачи англичан легко списать на неспособность понять самобытность и своеобразие психологии белорусского народа. Однако чем объяснить патологическую неспособность ответить самим на, казалось бы, простой вопрос: «Кто мы есть, белорусы?».

Почему-то считается, что белорусы трудолюбивы и выносливы. Этнопсихологический словарь называет упорство одной из наиболее характерных черт белорусов. Однако много ли ума нужно неделю пилить ручной пилой то, что на лесопилке реально сделать за час? Педагог, литератор и этнограф Федот Кудринский в очерке о белорусах, опубликованном в далеком 1904 году, писал следующее: «Из недоверия к своим силам и лучшим качествам вытекает непредприимчивость белоруса. Для предприимчивости нужна вера в себя. Белорус не воспитал в себе этой веры. Предприимчивый минчук или могилевец — явление редкое, возможное, скорее, как исключение из этнографического типа, чем как признак народного характера. Слишком оборотливого белоруса засмеют соседи. О нем говорят, что он отбился от роду, захотел чужого хлеба. Только крайняя нужда заставляет белоруса предпринять поиски работы на стороне».
И если уж белорус отважится на заработки на стороне, то непременно проявит свою «фамильную» черту — гипертрофированное понимание ценности денег. Иначе чем еще объяснить запросы электрика: 500 долларов за установку розеток в доме? Или аппетиты сантехника: 30 долларов за полчаса работы? Или гламурные клубы, которые заламывают такие ценники за проведение презентаций и корпоративов, что ивент, порой, выгоднее провести за пределами синеокой.
Почему в Беларуси все через одно место? Последствия совка? Так ведь столько лет прошло. Отсутствие выгодных условий ведения бизнеса? Возможно, но знакомые бизнесмены, ведущие дела на рынках Беларуси, России и Украины,  говорят об обратном. Необоснованный рост зарплат? Безусловно, 500-долларовая зарплата девальвировала ценность денег, однако это скорее следствие, а не причина, почему соседи все чаще называют белорусов куркулями.
demidovich_M-480x195Просматривая материалы Кудринского и других этнографов того времени, обнаружил одну интересную гипотезу, которая, впрочем, не может претендовать на истину в первой инстанции. Во-первых, у белорусов до революции были хорошие учителя: благодаря зоне оседлости население территориальной Беларуси на 40% состояло из евреев с коммерческой жилкой. Во-вторых, сельские белорусы до ХХ века жили преимущественно на хуторах. Отшельники, которые надеялись только на свои силы. Зарабатывали своим хозяйством. А те немногие путники, которые пробирались через полесские болота, приносили небольшой, но все-таки доход. Доход, который хуторянам приходилось растягивать как минимум до следующего случайного путника. Поэтому некоторые полешуки не скромничали в своих запросах. Вот уж, действительно, все передается с молоком матери…

***
Не так давно прошла информация, что восемь болот Беларуси, находящихся под охраной государства, — на грани уничтожения. Увы, дальнейшее осушение болот не решит энергетическую безопасность страны, а лишь убьет потенциальный объект для развития туризма. Хочется верить, что полесские болота удастся спасти, а вот от присущего белорусам куркульства хочется избавиться раз и навсегда.

+