Без царя в голове. Колонка Альгерда Бахаревича
30 октября 2017 Колонки

Без царя в голове. Колонка Альгерда Бахаревича

+
Писатель Альгерд Бахаревич рассуждает на тему, что было бы, если бы сто лет назад ничего не произошло. И приходит к выводу, что ужас и величие революции заключаются в одном и том же.

Альгерд Бахаревич
Если бы какой-нибудь персонаж беллита начала ХХ века попал в современный Минск, его бы, конечно, хватил удар. И не только от гаджетов, лексусов, баннеров и нашего знаменитого ромбокубооктаэдра. А еще и от того, что он оказался в столице независимого европейского государства.

«Твою ж мать, — сказал бы этот дядька, очнувшись в палате 10-й клинической больницы и с подозрением разглядывая наши элегантные синие бахилы. — Так это что ж: царя сбросили? Революция? Беларусь?» Мы бы, ясное дело, гордо кивнули. Беларусь, дядька. Репаблик оф.

И повели бы его по нашему Городу Солнца — пить золотую «Оливарию». Дошли бы до площади Независимости.

А там — Ленин.

И тогда бы дядька все понял. По-своему, по-простому. И в чем-то был бы прав. Сколько бы мы ни объясняли ему за бокалом «Белого золота», что все не так, как он подумал.

Сейчас модно говорить, что если бы не БНР, не было бы БССР, а не было бы БССР, то и никакой Репаблик оф не вышло бы. Цепочка, может, и правильная, но слишком короткая.

Революций в 1917 году, как известно, было две.

Первая, Февральская, и правда была неизбежной. Как отключение горячей воды в Минске летом 2017-го. Правда, в планы Временного правительства какие-то там белорусы не входили. Оно было за «единую и неделимую Россию», но чем-то могло и поступиться: немного свободы полякам и еще меньше — финнам. Но белорусы? «Помилуйте, голубчики!» — слышится голос из прекрасного далека.

Октябрьской революции могло и не быть. И решила она все по-своему.

Ужас и величие революции в том, что она всем раздает новые идентичности.

«Дрянь это твое самоопределение», — говорит пьяный большевик Горшок из романа Горецкого «Две души» сознательному белорусу Абдзираловичу. И далее заплетающимся революционным языком объясняет: это все панские штучки. Нации, языки, культуры… Чтоб поссорить между собой пролетариев. Но в конце концов поднимает чарку: «Ну, дернем! За вашу самостийную мову!»

На дворе 1919-й. В том году большевики и правда — дернули.

Когда Горецкий закончил «Две души», уже была провозглашена БССР, то есть ССРБ. И что б там товарищ Кнорин ни стонал о ненавистных ему национальных рогатках, от него осталась только улица, а от БССР — все остальное. Белорусизация, «Полымя», «Узвышша» и «Маладняк», осознание себя отдельной, пусть и советской народностью, ощущение или иллюзия своего дома — инерции тех двадцатых годов и той странной театральной государственности хватило, чтобы сохранить Беларусь до сегодняшнего дня.

Ни в цирке царской России, ни в романтической республике Керенского у нас не было таких шансов.

Нет, я тоже не против жить в БНР. В такой себе спокойной и достаточно обеспеченной стране, похожей на Чехию. Где все свое и ты всегда в курсе, какой курс талера к евро. Где вместо Ленина и Дзержинского короли, художники и святые. Я понимаю тех, кто примеряет красивые сны на неуклюжую реальность и считает, что если бы в 1917-м или 1918-м все пошло немножечко иначе, вот тогда, мол, мы бы зажили.

Может, и зажили бы. Маловероятно, что надолго, но главное, что сами. В конце концов, БНР создавали эсеры. Тоже революционеры, хоть и не такие знаменитые.

Да, зажили бы. Если бы не Октябрьская революция, у нас не было бы хорошей литературы. Например, «Самсона Самасуя».

Была бы другая — о другом.

Не было бы Нобелевской премии за красного человека. Была бы за бело-красно-белого.

Если бы не революция, было бы меньше крови. Была бы другая кровь, о которой молчали бы другие.

Так кем бы мы были, если бы не революция?..

Не знаю. Зависит от того, кто такие «мы».

Если бы не Октябрьская революция, у нас не было бы хорошей литературы. Например, «Самсона Самасуя».

Ужас и величие революции в том, что она всем раздает новые идентичности. Всякому свояку хотя бы по медяку, как говорит белорусская пословица. Октябрьская революция этого и не скрывала: кто был ничем, тот станет всем. И наоборот. Бывшие террористы и смутьяны стали богами, рабы божьи — гражданами. Нищие — элитой, бывшая элита — списанной в утиль биомассой. Женщины — тоже людьми. Люди — классами. Поэты — слугами, слуги — начальниками.

А белорусы — советской нацией.

Мы — праправнуки слуг и рабов, которым однажды вдруг сказали, что надо жить без царя в голове. В каждом нашем поступке, в нашей картине мира и в каждом нашем слове до сих пор остается то далекое революционное «мы» — растерянное хмыканье жертв величайшего в истории эксперимента.

Текст :
  • Альгерд Бахаревич
Иллюстрация:
  • Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 (фрагмент)
+

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/