Фильмы на полке. Колонка Александра Демидовича
5 ноября 2012 Колонки

Фильмы на полке. Колонка Александра Демидовича

+

Руководитель отдела маркетинга импортера Volkswagen Александр Демидович расстраивается из-за того, что поп-корн масскульта побеждает, а «Большой» соглашается с ним и в стопиццотый раз садится пересматривать «Достучаться до небес» на DVD.

demidovich_logo-150x150В очередной раз просматривая афиши кинотеатров, понимаю, что смотреть определенно нечего. Как так вышло, что в течение года киноиндустрия разродилась всего одним фильмом, который захотелось посмотреть в широком прокате?
С детства с трепетом отношусь к кинематографу. Еще лет семь назад просто не мыслил себе неделю без похода в кино. В бытность проведения кино формата 4х4 смотрели с друзьями все фильмы подряд. А потом это сладкое послевкусие за чашкой чая… «Крупная рыба», «Хороший год», «5х2», «Inside Man», «Море внутри», «Достучаться до небес», «Маленькая Мисс счастье», «Париж. Я люблю тебя», «Столкновение», «Босиком по мостовой», «Тариф на лунный свет»… Все эти фильмы из новой эпохи кинематографа, и каждый из них я готов пересматривать много раз. Таких фильмов сегодня почти не снимают.
И сейчас пытаюсь держать руку на пульсе. Но после беглого просмотра новинок на www.kinopark.by всякий раз отдаю предпочтение нестареющей классике на DVD, которая стоит дома на полке. Поначалу списывал это на природную лень, мол, покинуть «теплое гнездышко» — не такая заманчивая перспектива. Но после минут «самодиагностики» выяснилась истинная причина.
Афиши кинотеатров сегодня пестрят «стрелялками-догонялками», весь бюджет которых потрачен на спецэффекты. В прокате — пошловатые комедии с разделением по гендерному принципу: с налетом женской непосредственности или с откровенной мужской озабоченностью, граничащей с тупостью. Как бы ни лицемерила киноиндустрия, вводя ограничения для просмотра, большинство последних фильмов рассчитаны на более молодую аудиторию. Это попкорн! Жвачка! К слову сказать, публика отвечает взаимностью: кинотеатры битком набиты тинэйджерами. Появиться на подобных просмотрах людям среднего возраста стало даже как-то неприлично.
Что это? Кризис жанра? Куда подевалась прежняя добродетель киноиндустрии? В каком чулане спрятаны новые киношедевры, обнажающие человеческие пороки и дающие повод поразмыслить на ту или иную тему?
Как маркетолог, я прекрасно понимаю сценаристов и режиссеров. Каждый из них рвет себе жилы, чтобы предложить что-то эдакое. Но получается у Педро Альмодовара, Ларса фон Триера, братьев Коэнов и еще двух-трех десятков режиссеров. В большинстве же случаев погоня за оригинальностью оборачивается зеркальным эффектом: калькированная сюжетная линия, банальная развязка, а главное — пустота внутри после просмотра.
Даже таким добрым и искренним фильмам, как «1 1» (в оригинале «Неприкасаемые»), на пути на большой экран приходится пробираться через тернии к звездам. И не потому, что моральные аспекты больше не в почете. Просто, сами того не осознавая, белорусы 30 выросли из целевой аудитории киноиндустрии и кинопроката. Это тот редкий случай, когда не сформировавшиеся личности наставляют тинэйджеров и советуют им, а наоборот, нам приходится идти на поводу у молодежи. А наш удел — DVD дома на диване. Или те немногие фильмы — исключения из правил, которым всегда горит «зеленый» в кинопрокате. Например, продолжение бондианы. Нет сомнений, что «Скайфолл» подарит захватывающий сюжет, сдобренный интригой и мужеством агента 007, который, как всегда, спасает мир. Но от фильма на большом экране душа все равно требует катарсис, мозг ищет почву для размышления, а сердце жаждет еще раз пережить правдивую историю.
Иллюстрация: Милка Шидловская
+