Грабли. Колонка Александра Демидовича
5 ноября 2012 Колонки

Грабли. Колонка Александра Демидовича

+

Руководитель отдела маркетинга импортера Volkswagen Александр Демидович выступает против людей, которые говорят, но ничего не делают. «Большой» не может с ним не согласиться.

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела.
Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела. 
Конфуций
demidovich_logo-150x150Белорусы — словно туземцы. Нам достаточно показать чайное ситечко, чтобы сразить наповал и заставить говорить надолго. Наверное, поэтому Минск в качестве места паломничества выбрали так называемые гуру. Много раз приходилось бывать на их тренингах и семинарах. И лишь немногие оставляют след. В большинстве же случаев — разочарование, сожаление о потраченных времени и деньгах, а также изумление от оваций страждущих новых знаний.
Еще на заре становления предпринимательства Томас Роберт Дьюар, с подачи которого шотландский виски получил мировую известность, наставлял своих учеников: «Не говори, что работаешь. Покажи, что ты заработал». Странно, но его слова в условиях сегодняшнего гипертрофированного самоPRа приобрели особую актуальность. Я всегда полагал, что в бизнесе ценится прежде всего эффективность и профессионализм. О менеджере судят по его результатам, багажу успешных проектов. Однако в последнее время замечаю, что большую популярность приобретают птицы-говоруны, которые прекрасно освоили ораторское искусство. Но это не дает им права называться гуру в своей области.
Для эффектной презентации эта публика не прочь приписать себе чужие лавры. Под громким названием семинара скрывается пустышка. Для того чтобы повысить рейтинг тренинга, их спич изобилует весьма сомнительными утверждениями. В презентации приводится множество не своих интересных решений и фишек, коих в Интернете пруд пруди. И главный вопрос — для чего — зачастую так и остается без ответа. Зато сколько гонору и свинячьего восторга по поводу своей персоны: каждые полчаса в аудитории обязательно звучит ключевой месседж всего семинара — «Именно поэтому меня называют гуру».
Приукрашивание, искажение фактов, своеобразная трактовка, а порой и вовсе бахвальство. Что может вынести молодой менеджер, которому «посчастливилось» побывать на таком фейковом обучении, когда его познания предмета начинают формироваться на полуправде? Безусловно, он берет этот поведенческий признак на вооружение. Знавал я одного умника, который к месту и совсем не кстати вставлял фразу: «Опыт моего успешного управления тремя отделами дает мне право…». Попадется вам такой на собеседовании — гоните в шею. Ничего, кроме говорить, он не умеет.
СамоPR может принимать самые извращенные формы. Не так давно меня шокировал коллега по цеху. Долго дружили, часто делились впечатлениями и интересными практиками в рекламе. Но последнюю его кампанию я разнес в пух и прах. В ответ на мою критику он привел железобетонный аргумент: для меня сейчас главное — сделать красивый отчет. И сделал. Да так, что после этого получил повышение. По вполне понятным причинам больше мы с ним не общаемся.
Или самый свежий пример самоPRа преподнес не так давно известный российский банкир Александр Лебедев. Во всемирной сети «случайно» появилось видео, где бизнесмен развлекается в постели в двумя девицами. «Какой ужас», — скажут блюстители нравственности. «Настоящий мужик», — подумают про себя остальные. Котировки бизнесмена Лебедева пошли вверх.
Меж тем, человечество реально заигралось в самоPR. Банкам нужны красивые и большие кредитные портфели, чтобы получить хороший рейтинг. Биржевым трейдерам нужны слухи, чтобы из них раздуть слона и побольше заработать на падении котировок. Инвесторам нужны красивые отчеты в толстом переплете и креативной обложке. Но все это — мыльный пузырь, который лопнул еще в 2008 году. Однако грабли убрать в подсобку никто не удосужился.
Иллюстрация: Надя Ильина
+