Как сказать? Колонка Александра Демидовича
24 июля 2013 Колонки

Как сказать? Колонка Александра Демидовича

+

Колумнист «Большого» Александр Демидович исправляется и на этот раз не пишет ничего женоненавистнического. Зато не боится намекнуть своим коллегам о том, чтобы они надели другую обувь, пользовались аэрозолем против запаха изо рта и сходили к парикмахеру.​

demidovich_logo-150x150Для начала несколько интересных цифр, которые раскрывают суть вопроса. Успех переговоров на 20% зависит от тщательно подобранного гардероба. Еще 30% приходится на мастерство презентовать проект. В 70% случаев впечатление о новом сотруднике уже сформировано до того, как он успел произнести хотя бы слово на собеседовании. Представьте, около 7% переговоров завершаются провалом только по причине плохого запаха из рта у одного из переговорщиков… Т.е. бизнесом движут не стратегия, не выгодность сделки, не партнерские отношения, а, казалось бы, безобидные правила этикета.

Рассвет этикета приходится на правление Людовика XIV. «Король-солнце» превратил Версаль в самое модное место Европы. Слава о шумных и помпезных балах в великолепном мраморном дворце гремела на всю Европу. На блеск и роскошь Людовик XIV средств не жалел. Так Франция стала законодательницей моды, вкуса и этикета. Кстати, слово «этикет» тоже французское и тоже связано с Людовиком XIV. На приемах у короля гостям раздавали специальные карточки, где подробно рассказывалось, как себя следует вести, что надевать. Вот как раз от названия этих карточек (или этикеток) произошло само слово «этикет».

Спустя революции и войны, период совка и демократизации общества правила этикета дошли до наших, мягко говоря, в упрощенной версии. Настолько, что после развала союза интеллигенции пришлось постараться, чтобы снова все расставить по полочкам. Если говорить о дресс-коде — отдельное спасибо Леониду Парфенову. Любому уважающему себя менеджеру благодаря «Намедни» стало понятно, что галстук повязывают по длине на уровне середины пряжки ремня.

dem_Jan-256x300Туфли, ремень, портфель и перчатки должны быть по возможности одного цвета. Наконец мужчина в маникюрном кабинете стал привычным явлением… Сегодня каждая успешная компания до мельчайших подробностей прописывает собственный дресс-код. Почему же остается столько неразрешенных вопросов?

Например, как сказать директору, что ее туфли Louboutin на платформе с красной подошвой, мягко говоря, далеки от дресс-кода? Как намекнуть коллеге, что она надела сегодня ремень вместо юбки? Как дать понять бизнес-партнеру, что неплохо бы обзавестись аэрозолем против запаха изо рта? Или как подсказать менеджеру по продажам, что приведи он в порядок свои волосы, его продажи повысятся в разы?
Где та грань, которую дозволительно переступать без риска схлопотать негласный титул сноба, а в худшем — приобрести злейшего врага? Ведь все перечисленные вопросы — это лишь несколько примеров, которые могут легко уязвить любого человека. С трудом представляется, что интеллигент переступит через несовершенство ближнего. Природный такт помешает.

Впрочем, так же с трудом верится, что неунывающие перфекционисты оставят попытки сделать окружающий мир лучше. Фрэнсис Бэкон говорил по этому поводу: «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным». Наверняка, в ход пойдут аллегории, ненавязчивые примеры и мотивирующие образы. Но это тонкий язык! Хрупкая материя! Не исключено, что каблуки туфель будут еще выше, юбка — еще короче, а укладки как не было, так и не появится. Пусть. В конце концов, несоблюдение дресс-кода — это еще не конец света. Хотя нет, с запахом изо рта все же мириться нельзя.

+