О хорошем бесплатном образовании. Колонка Анны Трубачевой
18 апреля 2016 Колонки

О хорошем бесплатном образовании. Колонка Анны Трубачевой

+

Журналист и мама Анна Трубачева уже давно пытается сделать мир лучше и открыть в Минске особенную школу. Пока не получается. Аня, ты проиграла битву, но не войну!

Trubacheva
«Ну и черт с ним! Как ты вообще это все тянула? — люди успокаивают, предлагают сосредоточиться на семье. — Сейчас хоть на человека стала похожа: видно, что тебе легче». Но легче не стало, потому что независимо от моего отказа открывать школу нового образца «для всего общества» такая школа так и не появилась. Куда мне в сентябре отдать учиться своего ребенка?

Конечно, школ в Минске много: государственные и частные, социализация и великолепные показатели по олимпиадам, заслуженные педагоги и справедливые завучи, хороший родительский коллектив и усиленное питание — бесспорно, нам повезло родиться в Беларуси, а не в мангровых лесах Африки, но однообразие имеет мало общего с той школой, в которую мне хотелось бы отвести своего ребенка.

«Мы же как-то выжили после обычных советских школ!» — традиционный аргумент. Конечно выжили, но кто-то замкнулся, а кто-то научился бить, выжили неуверенными в себе, с низкой самооценкой, с амбициозным, но беспорядочным набором знаний, которые так и не пригодились нам в наших профессиях, выжили, но многие вспоминают школу как страшный сон.

За полтора года работы над совершенно новой школой я получила тысячи писем, услышала множество историй о том, как «не повезло с учителем», о том, что «эмигрировали к тому же из-за наших школ», что те же оценки, те же унижения, позапозавчерашний день в методиках и учебниках, показуха и лицемерие, ориентир на задачи Минобра, а не на способности и особенности ребенка, скучные уроки и вечное бессмысленное «надо хорошо учиться». Чтобы что?

Есть хоть одна школа в Минске, которая своей задачей ставит не лучшие оценки и дисциплину, а увлеченность детей, их желание учиться, их здоровье (психологическое в том числе) и самодостаточность? В жизни, а не на бумаге. Это раздвоенность сознания, шизофрения: под «хорошей школой» («хороший учитель», «класс», «завуч») понимается наивысшая степень следования идеологическим и функциональным требованиям государственной системы к своим гражданам, а не счастье каждого гражданина в отдельности.

«Да, в школах идиотизм, но ты же сможешь во второй половине дня объяснять своему ребенку, что это — идиотизм, сможешь поддержать его в трудный момент» — аргумент в пользу безвыходности. Я не хочу рассказывать своему ребенку, что мы живем в идиотском мире, потому что так он вырастет молчаливой, безвольной и податливой скотиной, которой легко управлять — это именно то, к чему готовят наши школы.

«Вы что мне тут хотите — личность воспитать? Мне нужен послушный ученик!»

«Вы что мне тут хотите — личность воспитать? Мне нужен послушный ученик!» — часто слышу от родителей рассказы про классных руководителей. За эти полтора года я встретила много настоящих педагогов, которым родители добровольно носили цветы и дарили подарки, которых обожали дети и которых очень быстро выживали из школ ввиду их необычности и чрезмерной вовлеченности в свое дело. Опять шиза: вовлеченность, это когда не «две ставки» и ненавистная проверка тетрадей по ночам, а когда ночью учитель рисует карту, чтобы раздать ее ученикам и отвести их на весь день в исследовательский поход по парку. Вовлеченность — это когда учитель придумывает, как провести урок математики в том же парке, без учебников и оценок. Когда он учится лучшему современному опыту. У таких педагогов быстро начинаются проблемы с руководством школ.

Во всех школах страны — единая образовательная программа, но, как меня заверили в Минобре, руки в отношении методик (КАК преподавать) у всех развязаны. Это в теории, а на практике учителя жалуются на некую систему, которая заставляет их быть одинаково безликими и натаскивающими на нормативы, не позволяет (даже в частных школах) отойти от закостенелых обучающих подходов, основанных на авторитарном порядке в классе, на оценочной системе. А в Минобре говорят, что можно сколько угодно креативно — или тоже подмена понятий? Система — это все мы, пока бездействуем.

«Зато образование бесплатное». Из наших налогов не может быть «бесплатного», плюс поборы на «линолеум» и «плазменный экран». И когда я пытаюсь открыть школу с новыми методиками и по цене вдвое ниже себестоимости, чтобы была настоящая альтернатива, меня спрашивают, а почему не бесплатно? Не спешат помогать, ведь у меня — бизнес, а государственные школы бесплатные. Друзья, если мы и дальше будем принимать как есть «бесплатное и хорошее», то изменений в жизни нам не видать.

+