Почему нужно ходить на встречи с писателями. Колонка Саши Филипенко
13 марта 2015 Колонки

Почему нужно ходить на встречи с писателями. Колонка Саши Филипенко

+

Писатель Саша Филипенко рассказывает, зачем нужно ходить на встречи с ним и другими писателями. Те, кто пропустил недавнюю встречу с Сашей в Минске, прочтите и пожалейте.

filipenkoВо-первых, это весело! Ну почти всегда… Во-вторых, познавательно (здесь я имею в виду не свидание тет-а-тет, а групповое мероприятие). Вы спросите: ну что вообще может быть интересного во встрече с автором? Ох, вы себе даже не представляете!

Прежде всего нужно понимать, что встреча с писателем — жанр особенный. Если вы давно не сталкивались с чудаковатыми людьми — вам сюда. Без пяти минут комедия дель арте. Здесь тебе и Панталоне, и Бригелла, и Арлекин, причем всегда, и порой в одном лице. Не важно, где проходит вечер — в Минске или в Париже, странные персонажи посещают его с вероятностью 99,9%. Настоящее министерство причудливых людей. Про выбор гардероба я даже писать не стану — это вообще отдельная статья.

Не важно, где проходит вечер, странные персонажи посещают его с вероятностью 99,9%

Итак, пойдем по образам. Ни одна встреча со мной не прошла без женщины с речевой конструкцией: «Я вот вашу книгу не читала, но мне кажется, что в ней…» — и так далее. Кроме прекрасной дамы, которая, кажется, как преданный фанат путешествует за мной по всему миру, в обязательном порядке является всем недовольный мужчина, который при всякой погоде остается в верхней одежде. На любую мою фразу такой персонаж неизменно цокает и закатывает глаза. Этот тип непостоянен. В половине случаев он спрашивает:  «А что вам вообще не нравится в нашей власти?», во второй половине спрашивает: «А что вам вообще не нравится в нашей власти?» и демонстративно уходит. Но и это не весь набор!

Непременно случаются сюрпризы. Как правило, по одному на встречу. Во время последней минской книжной ярмарки это был человек, который в минус пять пришел за книгами босиком, на встрече в Москве — автор, который требовал поменять его книги на мои по курсу «один к двум». Вообще, за последний год у меня выработалось стойкое ощущение, что каждый раз перед встречами с писателями (со всеми, не только со мной) где-нибудь неподалеку зарывают генератор ненормальных людей, которых неведомой мощности и силы магнит тянет и тянет на литературные посиделки. Впрочем, это-то и прекрасно!

Филипенко-4

Если бы встречи наши проходили без подобных персонажей — они бы, безусловно, многое потеряли, если вообще не все. Поговорить о литературе можно и в университете, идти же на встречу с автором следует совсем за другим! Ну кому, скажите на милость, интересно слушать бормотания молодого, неведомо что возомнившего о себе литератора? Ну кому, скажите пожалуйста, интересны «правильные», «умные» и «несмешные» вопросы толковых читателей? Правильно — никому! Все это, конечно, можно вытерпеть десять, двадцать минут, но дальше? А дальше, как и предполагают законы комедии дель арте, — импровизация. Лишь перетягивающие на себя одеяло случайные гости, как правило, спасают литературные вечера. Именно ради них вам стоит однажды посетить встречу с каким-нибудь «творцом». Так, например, в Лондоне посреди встречи со мной какой-то мужчина встал и начал читать собственные стихи… про Оршу. Ну круто же! Встреча с писателем — это почти всегда дорога в потустороннее. Это одновременно и сказка, и триллер, и, безусловно, комедия.

В общем, если вы никогда не бывали на подобных мероприятиях — немедленно восполните этот пробел. Во-первых, это всегда весело, а во-вторых — что в наше нелегкое время чрезвычайно важно — бесплатно.

Иллюстрация:
  • Анастасия Нестеренко
+