Как запускали первую детскую железную дорогу

Как запускали первую детскую железную дорогу

+

Первую железную дорогу для маленьких машинистов и проводников в Беларуси запустили не в Минске, а в Гомеле. В августе 1936 года около стадиона «Локомотив» открыли первую очередь гомельской ДЖД: всего-то полкилометра длиной, зато с паровозным депо, станционными постройками и учебным зданием. 

Life-shot Гомель детская железная дорога история

Гомель история детская железная дорога

1. Открытие Детской железной дороги, 9 июля 1955 года.


2. В далеком 1933 году в Тбилиси обсуждали макет железной дороги
, созданный на детской технической станции. «А может, построить такой же, только больше?» — размечтался кто-то из школьников. Уже в 1935 году в Тбилиси заработала детская железная дорога — и это была первая официально открытая ДЖД в мире. Грузинскому примеру последовали остальные социалистические республики.

Гомель история детская железная дорога
3. Первую железную дорогу для маленьких машинистов и проводников в Беларуси запустили не в Минске, а в Гомеле. В августе 1936 года около стадиона «Локомотив» открыли первую очередь гомельской ДЖД: всего-то полкилометра длиной, зато с паровозным депо, станционными постройками и учебным зданием. От станции «Счастливой» до станции «Радостной» и наоборот курсировали дореволюционный американский танк-паровоз ALCO и два сделанных под заказ маленьких вагончика. Дорогу хотели продлить до пионерского лагеря в районе деревни Лещинец, но пришла война — и о детских «железках» забыли даже дети.
Гомель история детская железная дорога
4. Гомельская детская железная дорога не пережила Великую Отечественную. Решено было не восстанавливать, а строить заново, только уже в Минске. Начало работ пришлось на осень 1945-го, и выделили на них почти пять миллионов рублей. Пока одни школьники разбивали клумбы, красили служебные помещения и устанавливали путевые знаки, другие учились в кружках на стрелочников и машинистов. На «железку» доставили паровоз из Эстонии, шесть пассажирских и один грузовой вагон.
Гомель история детская железная дорога
5. Торжественная церемония открытия состоялась 9 июля 1955 года. Это было воскресенье, первый заместитель министра просвещения БССР Ф. Н. Казаков разрезал алую ленточку, паровоз дал гудок… «Вблизи парка имени Челюскинцев выстроен центральный вокзал детской дороги «Парк культуры». Это очень красивое здание с широким куполом, напоминающим собой раскрытый парашют. <…> Это один из трех вокзалов Малой Белорусской железной дороги. На пути еще две станции — «Пионерская» и конечная «Сосновый Бор», — отчиталась «Советская Белоруссия». В 1971 году Детской железной дороге присвоили имя легендарного подрывщика паровозов и героя СССР посмертно Константина Сергеевича Заслонова, а станцию «Парк культуры» превратили в «Заслоново».
Гомель история детская железная дорога
6. Разница между «большой» и «маленькой» железными дорогами только в ширине колеи и длине трассы (четыре с половиной километра вместо тысяч). Сегодня здесь три станции: «Заслоново», она же начальная и конечная, техническая станция «Пионерская» и остановочная «Сосновый Бор».
Минск история железная дорога
7. В конце 1980-х годов шли разговоры о том, чтобы удлинить минскую ДЖД и построить еще одну станцию — «Чудесная мельница», с музеем мультипликации. О планах напоминают только чертежи… Зато детскую железную дорогу модернизировали в нынешнем году. Оцените перемены самостоятельно: сверяйтесь с расписанием, покупайте билет — и айда кататься!
Фото:
  • Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов
+