Минская привокзальная: восемь фактов из прошлого самой узнаваемой площади города

Минская привокзальная: восемь фактов из прошлого самой узнаваемой площади города

+

В 1950-е в минских троллейбусах продавали газеты, вторую башню «ворот города» еще только достраивали, а огромные часы заводили дважды в неделю.

minsk-0

minsk-1
1. Первое такси появилось в Минске в 1906 году и сразу же попало в аварию: во время своего первого рейса шестиместный легковой «мерседес» врезался в телеграфный столб неподалеку от нынешней улицы Маркса. Один пассажир погиб! Но сие печальное происшествие не помешало развитию городского такси, и в январе 1913-го в Минске было уже два таксомотора — «форд» и «мерседес». Таксисты постепенно становились популярней извозчиков, и в 1936 году оказалось возможным даже установить единый тариф по всему СССР: 80 копеек за километр днем, 1 рубль 20 копеек — за городом и ночью, 6 рублей — час простоя. К концу 1930-х по городу разъезжало три шикарных такси-лимузина ЗИС-101 для лучших людей этого города. Довольно долго от обыкновенных автомобилей такси отличалось только таксометром в салоне да флажком с неочевидной надписью «Такси свободен». Шашечки пришли к нам только вместе с легендарной «Победой» ГАЗ М-20, за руль которой массово пересели таксисты после войны. Еще у «Победы» была дерматиновая обивка сидений и воспетый Боярским «зеленый огонек».
minsk-2
2. На случай, если доктор Эмметт Браун из Back to the Future отправит вас в 1953 год, запоминайте: в те времена такси можно было найти не только на Привокзальной площади, но и возле ГУМа, кинотеатра «Победа», гостиницы «Беларусь», парка Челюскинцев, на Комаровке, Сторожевке, Круглой и Юбилейной площади. Не дайте себя обсчитать: проезд на легковом таксомоторе М-20 «Победа» — 1 рубль 50 копеек, на ЗИМ-12 — 2 руб­ля за километр пробега. Запишите телефончик, по которому можно вызвать автомобиль: 2-08-20.
minsk-3
3. Вот мчится по городу трамвай, билетик — 30 копеек, ходит с 5:50 до 2:10. Сейчас уж не то, и даже свежие газеты в троллейбусах не продают. Сегодня лошадей в Минске почти не встретишь, зато после войны гужевые повозки были довольно популярны. Понемногу восстанавливалось автобусное сообщение, с 1952-го по городу ездили первые троллейбусы.
minsk-4
4. Левая половинка «ворот Минска» в 1953-м уже построена, правая — в строительных лесах. Бетонные скульптуры партизанки, инженера, воина и крестьянки были демонтированы в 1970-х, так что сегодня мы видим только их копии — не из бетона, а из металла силумина.
minsk-5
5. В длинное здание слева еще в 1951-м заселили 154 семьи рабочих и служащих железной дороги — наверное, чтобы на работу не опаздывали?
minsk-6
6. Самые большие столичные часы (диаметр — свыше 3,5 метра) в Беларусь попали как военный трофей из Германии, их установка завершилась 25 января 1953 года. Тогда механизм с гирями заводили дважды в неделю — сейчас, конечно, часами управляет электроника.
minsk-7
7. На первом этаже «башни» — ресторан «Минск», которым заведовал благозвучный Мингорресторантрест. После того как на главном городском проспекте появилась гостиница «Минск», название «уступили» тамошнему ресторану, а этот переименовали в «Радугу». В 1954-м мы бы порекомендовали вам заглянуть еще в ресторан фабрики-кухни в несуществующем сегодня Свердловском тупике. Работает до часу ночи, каждый вечер оркестр играет джаз, еда навынос, без джаза — с 10%-ной скидкой. У фабрики-кухни был даже студенческий зал и зал диетического питания.
minsk-8
8. Что еще рассказать о 1953 году в жизни Минска? В марте два концерта дал Ансамбль песни и танца Народной Армии Кореи, в октябре с конвейера МТЗ сошел первый колесный трактор МТЗ-102 «Беларусь», было сухо и, наверное, ясно — за год выпало всего-то 390 мм осадков.
Фото:
  • БГАКФФД
Теги:
+