Не только малайзийский Boeing: десять самых таинственных авиакатастроф в истории
25 марта 2014 Моторы

Не только малайзийский Boeing: десять самых таинственных авиакатастроф в истории

+

«Большой» с большой тревогой следит за пропавшим 8 марта Boeing: самолет так и не найден, и шансов все меньше. На его борту находилось 239 человек: 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Погода на маршруте Куала-Лумпур – Пекин была хорошей, никаких сигналов бедствия не поступало. Поиски результатов не принесли.

Boeing-777 был оснащен специальными маячками, которые должны были сообщить о месте падения лайнера. Тем не менее они не сработали. Выяснилось, что на борту было два пассажира с украденными паспортами на имя австрийца Кристина Козела и итальянца Луиджи Моралди. Влиятельное американское издание The Wall Street Journal со ссылкой на специалистов, участвующих в спасательной операции, пишет, что самолет продолжал свой полет еще как минимум пять часов, после того как связь с ним прервалась. Такую информацию предоставил производитель двигателей боинга, к которому каждые полчаса поступает вся телеметрическая информация с лайнеров. Эти данные также перехватили спецслужбы США. Отключение передатчиков для гражданских радаров косвенно подтверждает версию угона. Без них самолет мог пролететь незамеченным для наземных служб еще несколько тысяч миль.

Таким образом, район поисков расширился от Китая до Андаманского моря. По мнению экспертов, с учетом аварийного запаса топлива лайнер вполне мог достигнуть берегов Восточной Африки.

Увы, но это не первое подобное происшествие. «Большой»  перебрал подшивки газет и узнал о самых известных исчезновениях самолетов.

Фото1-Амелия

Одним из самых известных происшествий в истории авиации является исчезновение американской женщины-пилота Амелии Эрхарт. Амелия пропала во время полета на своем двухмоторном моноплане «Электра» возле острова Хауленд над Тихим океаном в 1937 году при попытке совершить полет вокруг света.

Эрхарт стала известна как первая женщина, которая в одиночку перелетела Атлантический океан. Исследователи до сих пор высказывают гипотезы, что могло произойти с авиаторшей. Одни говорят, она просто упала в океан, другие склоняются к захвату самолета, третьи считают, что она изменила имя и до сих пор жива, четвертые винят инопланетян.
Несмотря на многочисленные поиски, следов самолета Эрхарт до сих пор не нашли. В 1939 году ее официально объявили мертвой.

Фото2-Бермудский-треугольник

Самая знаменитая своими загадками авиакатастрофа произошла над печально известным Бермудским треугольником 5 декабря 1945 года. «Вылет 19» был тренировочным полетом пяти торпедоносцев-бомбардировщиков «Эвенджер» во главе с опытным пилотом-инструктором Чарльзом Тэйлором. «Эвенджеры» поднялись в воздух с базы Форт-Лотердейл 5 декабря 1945 года в 14:10. Погода была ясная, полет шел нормально. Но уже в 15:40 эскадрилья отклонилась от курса, пилоты перестали узнавать местность. Согласно радиопереговорам, компас Тэйлора вышел из строя, казалось, что он путает Флориду с Багамами. Центр управления попытался перенаправить Тэйлора обратно к Форт-Лотердейл, но Чарльз продолжал лететь все дальше в море: «Слышу вас очень слабо. Сейчас летим курсом двести семьдесят градусов». Вскоре диспетчер потерял связь с пятью самолетами, и с тех пор их никто не видел и не слышал. Самое интересное, что Тэйлор приказал: «Всем самолетам держаться рядом… если не покажется берег, нам придёется приводниться… Когда у кого-нибудь останется меньше 10 галлонов, все вместе снижаемся». То есть версия, что в падении самолетов виноват недостаток горючего, отпадает. Более того, спасательный самолет, посланный на выручку команды Тэйлора, пропал в ту же ночь. Интересно, что Тэйлор накануне пытался отказаться от «Вылета 19».

a

2 августа 1947 года самолет Star Dust компании British South American Airways, вылетевший из Буэнос-Айреса в Сантьяго, исчез, оставив после себя несколько вопросов без ответов. Самолет направлялся к Андам, когда от бортового радиста  пришло последнее загадочное сообщение с помощью кода Морзе: «STENDEC». После этого самолет исчез.
Было несколько теорий, касающихся того, что произошло с судном, и значения последнего сообщения. Говорили об инопланетянах, диверсии и намеренном взрыве самолета для уничтожения дипломатических документов. Скорее всего, самолет врезался в почти вертикальную стену снега, что вызвало лавину, завалившую обломки.
Star Dust был найден только спустя 50 лет, когда два аргентинских альпиниста нашли фрагменты двигателя и обрывки одежды. Но смысл последнего сообщения до сих пор не разгадан.

Фото4-191

Эта загадка относится не к одному, а к ряду происшествий, которые происходили больше 40 лет с самолетами с этим номером.
Одна из самых страшных авиакатастроф в истории американской авиации произошла во время крушения самолета рейса 191 American Airlines. Лайнер упал в Чикаго через несколько минут после взлета, унеся жизни 258 пассажиров и 13 членов экипажа. Другая катастрофа рейса 191 произошла с экспериментальным самолетом X-15 рейса 191, который разбился в 1967 году (тогда погиб пилот), и самолетом JetBlue Airways рейса 191 в 2012 году, когда командир во время полета сошел с ума и начал что-то шептать про Иисуса, террористов и 11 сентября. Второй пилот вывел его из кабины, где сумасшедшего утихомирили пассажиры. Позднее он попал в психиатрическую больницу.
Хотя невезучесть 191-х рейсов, скорее всего, обычное совпадение, нумерологи с удовольствием пытаются расшифровать, в чем же «истинная причина» этого числа. А часть авиакомпаний отказалась от этого номера.

Фото5-Живые

Этот случай называют «Чудом в Андах». 13 октября 1972 года  чартерный самолет уругвайских ВВС с 45 пассажирами и членами экипажа, включая команду по регби из Монтевидео, разбился в Андах. 12 человек погибли. Власти не знали о выживших в течение 72 дней. Тем временем еще 6 пассажиров погибло в лавине, которая накрыла обломки самолета, где они укрывались. Чтобы выжить, оставшиеся 16 пассажиров начали поедать трупы товарищей. По этой истории в 1993 году был снят фильм «Живые».

Фото6-Тигр

В 1962 году рейс 739 авиалинии Flying Tiger Flight по заказу американской армии перевозил солдат и припасы из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После дозаправки в Гуаме самолет взлетел и вскоре исчез над Филиппинским морем. Погода была ясной, и сообщений о помощи не поступало, равно как и в случае с малайзийским боингом. Поиски, в которых участвовало четыре рода военных сил, не увенчались успехом: все 107 людей, находившиеся в самолете, были объявлены погибшими. Обломки «Тигра» так и не нашли. Место отсутствующих фактов заняли слухи и догадки. Некоторые очевидцы утверждали, что видели яркую вспышку света вблизи предполагаемого расположения самолета. В контексте холодной войны и конфликтов во Вьетнаме появились версии о саботаже. Другим объяснением считали неисправность двигателя, который якобы потерял мощность за три дня до последнего полета.

Фото7-Египтяне

31 октября 1999 года рейс 990 EgyptAir упал в Атлантический океан, унеся с собой все 217 человек, находившихся на борту. Министерство гражданской авиации начало расследование авиакатастрофы, но по причине ограниченных ресурсов и того факта, что крушение произошло в международных водах, они попросили Национальное управление безопасности транспорта США продолжить работу. В НУБТ согласились, пока в ходе предварительного расследования не обнаружилось, что крушение было преднамеренным. После этого они предложили передать дело ФБР. Египтяне отказались и начали самостоятельно разбираться в причинах крушения.
Как и следовало ожидать, американское управление безопасности и египетское министерство пришли к двум различным выводам. Американцы определили, что у второго пилота были суицидальные наклонности, и он преднамеренно вызвал крушение по личным, неизвестным причинам. Есть запись черного ящика. На ней один из пилотов говорит: «Что такое? Что такое? Ты остановил двигатели?»  На что напарник отвечает: «Я надеюсь на Бога». Египтяне свалили все на механические поломки. Любители теорий заговора считают, что это был теракт, направленный на убийство 33 членов египетского генерального штаба, находящихся на борту.

Фото8-рейс800

Саботаж видят и в гибели гражданского самолета, выполнявшего в 1996 году рейс 800 авиалинии Trans World Airlines. Лайнер взорвался и упал через 12 минут после взлета из аэропорта Джона Кеннеди, забрав с собой жизни 230 человек. Расследование катастрофы заняло 4 года, после чего было установлено, что неисправность в электропроводке вызвала искру, которая подожгла топливо. Казалось бы, все ясно, но очевидцы события, давшие свои показания ФБР, в один голос утверждают, что видели, как к самолету поднимался луч света, после чего возник огненный шар. Эти свидетельства, как считают некоторые, доказывают, что самолет был сбит ракетой во время учений флота, которые проходили в то же время недалеко от Лонг-Айленда. Также существуют версии, что спецслужбы США намеренно скрыли следы взрывчатых веществ на останках лайнера.

Фото9-А330

Подобно печально известному «Титанику», который считался непотопляемым, Airbus A330, выполнявший 1 июня 2009 года рейс 447 Air France, был одним из самых безопасных самолетов за всю историю. Тем не менее по необъяснимым причинам во время перелета Рио-де-Жанейро – Париж лайнер упал в Атлантический океан. Не было сигналов о помощи, никто не знал о случившемся до тех пор, пока пилоты не вышли на связь с диспетчерской в назначенное время. В результате катастрофы погибло 228 человек. Во Франции был объявлен трехдневный траур. Расследование причин трагедии долго представлялось невозможным: обломки разбросало на километры по дну океана. Лишь в 2011 году специально нанятая частная компания смогла собрать все останки. Французский флот достал черные ящики и сотню тел погибших. Согласно записям, самолет упал из-за технической неисправности – обмерзания трубок Пито, в результате чего пришлось отключить автопилот; и из-за последующей несогласованности действий экипажа. Неясным остается одно: каким образом три опытных пилота потеряли управление в стандартной ситуации турбулентности и зачем при «сваливании» они удерживали нос самолета в приподнятом положении, хотя в таких случаях его опускают вниз.

Wreckages of missing An-2 plane found in Sverdlovsk Region

11 июня 2012 года в Свердловской области, в окрестностях Серова без вести пропал самолет АН-2. Останки погибшей машины долгое время не удавалось найти, как и следы ее двенадцати пассажиров и экипажа. Вскоре пошли слухи о «Серовских Бермудах», на счету у которых уже была группа Дятлова, погибшая при странных обстоятельствах в тех же местах. АН-2 на аэродром Серова направили для противопожарного мониторинга тайги. Погода стояла промозглая, опасности пожаров не предвиделось, поэтому пилоту приказали несколько дней отстояться на базе. Пятидесятилетний летчик Хатип Кашапов решил использовать вынужденную паузу в мониторинге, чтобы подзаработать, и взялся катать местных жителей за деньги. Роковой рейс состоялся 11 июня, на борту находились 34-летний начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и другие пассажиры, так или иначе с ним связанные. Согласно показаниям свидетеля, местного авиатехника, пилот находился в нетрезвом состоянии. Поисковики вернулись ни с чем, пассажиры злосчастного рейса были объявлены без вести пропавшими. Однако 10 сентября появились новые сведения об АН-2. 42-летний житель Нижнего Тагила Валентин Дегтерев заявил, что в ночь на 4 сентября и в ночь на 5 сентября он посредством сотового телефона уловил на радиочастоте 96,0 FM просьбы о помощи. По его словам, мужской голос жаловался на близость медведей, говорил о смерти милиционеров. К этому донесению отнеслись скептически, но Дегтерев не успокоился, объявив у себя в блоге: «Органы спасать людей не собираются. Вероятно, они погибнут». Судьба пропавшего АН-2 оставалась загадкой до 2013 года, пока двое охотников случайно не забрели в местные болота, где наткнулись на неопознанные обломки, в которых Росавиация признала злосчастный АН-2. Салон был «буквально забит человеческими останками».

Согласно отчетам поисковиков, болота были проверены в первую очередь. Экспертиза установила: машина работала исправно вплоть до столкновения самолета с землей.

На этом все. «Большой» желает всем приятных полетов! А главное – безопасных.

+