Таблетка от прокрастинации. Татьяна Замировская о новом альбоме Jamie Smith
21 июля 2015 Музыка

Таблетка от прокрастинации. Татьяна Замировская о новом альбоме Jamie Smith

+

Джейми Смит, человек, который стоит за музыкальным коллективом The ХХ, отчасти изменившим поп-музыку (как минимум тем, что во время прослушивания их дебютного, получившего Mercury Prize, альбома слушатель все время задавался вопросом, точно ли это поп-музыка), выпустил свой сольный альбом, точно дающий понять, что необычного было в ХХ, а также намекающий на то, что мы все будем слушать (и, наверное, уже слушаем) нынешним летом.

Если подумать о стилистике The XX, вероятнее всего будет остановиться на том, что они исполняют предельно минималистичный поп: это касается и выбора средств выражения, и аранжировок, и текстов, выглядящих как аскетичный тезаурус-конструктор из важнейших слов о взаимопонимании и различных состояниях всевозможных первичных материй. Во всем этом конструкторе было немного эмоций, скорей, обозначения и направления, ведущие к возможному — но не обязательному — взрыву этих эмоций у слушателя.

На сольном же альбоме Джейми, с детских лет окруженный толпой агрессивных диджеев (оба его нью-йоркских дядюшки были диджеями), решил обратиться к танцевальной музыке — однако, несмотря на огромный опыт работы диджеем, подходит к ней с такими же минималистичными канонами. От слушателя здесь требуется чуть ли не изнурительная работа по наполнению этих саунд-объектов эмоциональным содержанием.

От слушателя здесь требуется чуть ли не изнурительная работа по наполнению этих саунд-объектов эмоциональным содержанием.

Разумеется, всякий любитель ретро-танцевальной музыки (если считать 90-е ретро) будет рад услышать тут медитативные размышления Джейми на тему хауса, джангла и даба, вспомнить золотые альбомы группы Orbital (как это ни ужасно). Также здесь есть все то же самое, что есть в XX, но более выкристаллизованное, пронзительное и вместе с тем пустотное — металлические монотонные звуки, похожие на сердцебиение в пустоте, спокойные однообразные биты, не ведущие никуда и напоминающие, скорей, звуки природы: шум дождя или водопада, меланхоличный ночной стрекот некой неостановимой птицы, шелест океана. Любители в чем-то эмоционально поотражаться, безусловно, найдут тут несколько душераздирающих песен, где, впрочем, тоже необходимо определиться, где у тебя эта чертова душа и каким именно образом и где эти звуки будут ее раздирать. Похоже на попытку нарезать хлеб тупым ножом. По сути, Джейми предлагает именно такой хлеб и именно такой нож, с которыми слушательский неугомонный разум будет возиться и мучаться, пока не станет понятным, что это просто идея хлеба, ненарезаемое призрачное облако, которое легко разъять на части и снова соединить одним лишь усилием воли и концентрации.

джейми-смит

Обнаружив в себе ресурсы для концентрации в процессе прослушивания альбома, вы так радуетесь, что тут же начинаете этим вскипевшим, переполненным ресурсом делать что-то полезное: заполнять архисложные заумные рабочие таблицы в «экселе», дописывать давно подгнившую, залежавшуюся колонку на молодежный сайт, резко и неукротимо, как при тошноте, заканчивать муторный технический перевод о десяти страницах тьмы и безысходности. Усилия воли и сознания, предполагающего от вас восприятие этой музыки, вполне хватит для выполнения ранее невыполнимых, запрокрастинировавших ваше личное время до состояния вязкого паранойного киселя задач и дел из необязательной, но неприятной жизни. А потом еще пойдете потанцуете под эту музыку, когда расслабитесь, — расслабиться под нее тоже можно, пусть для этого также необходимо волевое усилие. Музыка, которая ничего не делает с вашим вниманием, но требует его распределять и управлять им, — дело редкое и в наши-то времена буквально царское, поэтому не упустите этот альбом.

+