Детский писатель Андрей Сметанин: «В том, что дети мало читают, виноваты взрослые»
1 июня 2012 Интервью

Детский писатель Андрей Сметанин: «В том, что дети мало читают, виноваты взрослые»

+

Андрей Сметанин из тех людей, которые заставляют шевелиться даже таких законченных лентяев, как мы. Он бросил должность генерального директора крупной российской строительной фирмы и начал писать детские стихи. Не для себя, а для того, чтобы в будущем нас окружали люди, а не роботы и черепашки-ниндзя.

Я никогда не думал, что стану детским писателем. Об этом даже не помышлял. Работал директором крупной строительной компании в Петербурге. Так получилось, что питерский климат не очень подходил моей семье, и мне приходилось мотаться туда-сюда: Питер-Минск, Минск-Питер. В итоге это всех измучало, я остановился, решил, что всех денег не заработаешь и что надо жить с семьей. Вернулся в Минск с неким финансовым багажом. Острой проблемы в том, что нужно куда-то срочно идти и устраиваться на работу, не было. Появилась некая пауза, благодаря которой я стал больше общаться с ребенком, который был практически лишен общения с отцом — работая в Петербурге, я приезжал домой лишь два раза в месяц. Так я начал много времени проводить с ним, вместе читали книжки. Одной из любимых оказалась книга Григория Остера «Вредные советы».

Читал я ее, читал, она быстро закончилась. Сын, которому на тот момент было четыре года, сказал: «Хочу еще». И мне ничего не оставалось, как выдумать продолжение этой книги. Собственно говоря, с этого и началась моя писательская деятельность.

Мое продолжение «Вредных советов» — это такая вторичная вещь. Я к нему не очень серьезно отнесся тогда, несерьезно отношусь и сейчас. В то время жена купила детскую книгу (не буду ее называть, она этого не заслуживает), выпущенную огромным тиражом, уважаемым издательством, в твердом переплете, на хорошей бумаге, но с просто отвратительным содержанием. Меня она буквально разозлила. И я решил, что настало время написать что-то самостоятельно.

Раньше не было такого количества псевдолитераторов, как сейчас, что было обусловлено некоторой сложностью и длительностью процесса: нужно было набрать текст на печатной машинке, отправить его в конверте в издательство. Там его открывали, читали и решали, что с ним делать дальше. Сейчас, с одной стороны, процесс упростился и для связи с издательством достаточно отправить e-mail. Появилось больше возможностей, больше издательств, многие из которых и близко не отслеживают уровень того, что они издают, делая основной упор не на качество, а на рентабельность. С другой стороны, есть такой крупный литературный сайт stihi.ru. На нем зарегистрировано более 400 тысяч (!) «поэтов», которые выкладывают миллионы своих «произведений». Они же атакуют серьезные издательства, и зачастую хорошим авторам сложно достучаться до них из-за засилия «не очень хороших»: редакторы просто не успевают все вычитывать.

Андрей Сметанин

Этот год для меня выдался «урожайным» на награды. Я стал финалистом продолжающегося еще конкурса Союза российских писателей «Детское время», призером международного конкурса памяти поэтессы Ренаты Мухи и первым среди белорусских авторов победил на Международном конкурсе детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н. Толстого. А буквально на днях сообщили, что я стал обладателем «Гран-при» Всероссийского литературного Фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» и удостоился диплома Всероссийской премии им. П.П. Ершова, которую учредил Союз писателей России. Но, конечно, особняком в этом ряду стоит премия Алексея Толстого. Она присуждается раз в два года. В жюри премии состоят известные деятели культуры, такие, как Вера Глаголева, Николай Бурляев, Татьяна Судец, директора серьезных издательств, руководители Союза писателей. О значимости премии говорит то, что награждение состоится в российской Госдуме, а предварять его будет «круглый стол» по законодательной поддержке детской литературы. Очень надеюсь, что на этом мероприятии получится договориться о финансовой поддержке одной идеи — белорусско-российского детского литературного журнала. Такого журнала в РБ сейчас нет, а он нужен и читателям, и авторам.

Если бы меня не начали издавать и мои книги не стали пользоваться спросом, я бы не продолжал писать. Я не вижу смысла в «писательстве в стол». Это было бы тратой времени. А сыну я бы просто начал читать другие хорошие книги, которые, несмотря на огромное количество некачественной детской литературы, все же существуют. Если бы я понял, что не востребован, то не занимался бы графоманством. Тут лучше придерживаться тезиса: «Можешь не писать — не пиши».

Те писатели, которых я знаю, не рассчитывают на то, что их произведения помогут им безбедно существовать. Поэтому они занимаются теми вещами, которые в наше время дают возможность содержать себя и семью. Многие из них пишут сценарии к фильмам, кто-то пробует себя в издательском деле, кто-то содержит книжные магазины. Те навыки, которые есть у меня, не позволяют мне просто сидеть и писать книги. У меня есть задумки, которые существуют на стыке творчества и бизнеса. То есть к тому, что мои книги продаются, я все равно отношусь лишь как к дополнительному бонусу. Этот вопрос я часто слышу: «Можно ли жить на гонорары?» Отвечаю, что эти деньги хороши, к примеру, для семьи, если жена не работает, но ее хобби — писательство. Но вся семья на эти деньги все равно не проживет.

Современный издательский бизнес напрямую связан с продвижением того, что ты производишь. Писатель должен быть во многом и менеджером, для того, чтобы быть успешным. В общем, практически все издательства требуют того, чтобы писатели сами себя продвигали тем или иным способом. В этой связи участие и победа в литературных конкурсах рассматривается, в первую очередь, как содействие продвижению. При этом совсем не значит, что, если ты выиграл премию, то тебя сразу все побегут и начнут покупать.

Занимаясь писательством, я все равно проецирую свои бизнес-навыки на творчество. К примеру, предполагаю, что родитель, выбирая книгу своему малышу, наверняка обратит внимание на ту, которая связана с безопасностью ребенка. Предлагаю эту тему издательству, с которым я работаю, а там сидят точно такие же менеджеры, которые умеют просчитывать, и понимают, что нужно рынку. Писать абстрактно — не всегда эффективно.

К примеру, я сейчас пишу «Азбуку», но современную. С теми словами, которых не было во времена Чуковского: ноутбук, мобильный телефон и т.д. Думаю, что такая книга будет принята рынком.

Я понимаю, что нужно общаться с читателем. Это важная часть писательского труда. Если есть возможность, то стоит устраивать авторские встречи , автограф-сессии в книжных магазинах, школах, библиотеках… Следует участвовать в выставках и ярмарках, не избегать прессы.

Занятие детскими книгами мне очень нравится. Я хочу, чтобы оно не заканчивалось на писательстве и продвижении, а вылилось во что-то более серьезное. В Москве у меня была презентация в магазине «Лавочка детских книг». Это «культовая» книжная сеть. В этих магазинах замечательный интерьер. Книги грамотно расставлены и подобраны. Есть игровая зона. В такой магазин хочется приходить за книжками. Я поговорил с владельцем «Лавочек», и сейчас мы работаем над тем, чтобы эта сеть пришла и в Беларусь. Это мне интересно и как автору, и как бизнесмену.

Очень интересная тема, продвижением которой я сейчас занимаюсь, — это «Детский книжный автобус». Это автобус, в котором вместо сидений установлены книжные полки. Он может свободно перемещаться по городу, а также отправиться в любой уголок Беларуси. В нем будут специально отобранные книги. Не «Черепашки-ниндзя», а действительно хорошие, которые помогут вашему ребенку стать Человеком. В автобусе будет возможность поменять прочитанную книгу на другую, можно будет купить книгу или просто оставить свою.

Андрей Сметанин

«Детский книжный автобус» может стать отличной площадкой для самых разных благотворительных проектов. Более того, он может стать площадкой для возрождения интереса к чтению. Сейчас существует огромная проблема — дети перестали читать. Где-то они просто не читают, из-за того, что рынок переполнен ширпотребом, а где-то, как в деревнях, у них просто нет возможности читать. В деревни иногда даже ширпотреб не довозят.

«Детский книжный автобус» — это тот проект, который способен изменить и улучшить среду в том месте, где он появляется. Он мобилен, приехал, открыл двери — и вот тебе, пожалуйста, правильная детская книга. На нем же может приехать автор (писатель или художник), выступить со своим мастер-классом, поделиться теплотой, добром и мастерством.

Проводили исследования, которые доказали, что ребенку до 12 лет просто необходимо читать вслух. Это так же необходимо для развития детского мозга, как прием пищи. Чтение вслух влияет на развитие интеллекта и творческих способностей. Читая вслух, ребенок переживает опыт литературного героя, и впоследствии он не будет допускать те ошибки, которые делает этот герой. В чтении вслух есть еще один, возможно, самый важный момент — это контакт родителя с ребенком.

В наше время родители заняты в основном зарабатыванием денег. Детей «воспитывает» телевизор, который им включают родители. Общение родителей с ребенком практически отсутствует. А через книгу этот контакт устанавливается. И очень важно, чтобы детям читали и мама, и папа, и бабушка, и все члены семьи, чтобы сократить недостаток общения.

Для маленьких детей, которые вообще не умеют читать, очень важно читать стихи. С самого-самого раннего возраста нужно читать «потешки». В них и ритм, и фонетика, которую ребенок лучше воспринимает. И потом не стоит останавливаться, вопреки расхожему мнению о том, что где-то с четырехлетнего возраста нужно читать прозу. Стихи нужно читать ребенку вслух хотя бы до того возраста, когда он не научился читать сам.

В существующей сейчас проблеме «нечтения» среди детей виноваты мы, взрослые. Мы не приучаем их к этому. Вот конкретный пример. Мой ребенок в этом году пошел в первый класс в гимназию. А поскольку по прописке мы к этой гимназии не относились, то пришлось поучаствовать в конкурсе «а что вы можете предложить, чтобы ваш ребенок у нас учился». Я пришел к директору гимназии, наивно полагая, что, являясь одним из немногих современных детских писателей Беларуси, признанных и за ее пределами, имею весомые аргументы: могу проводить с ними встречи, вовлекать в процесс чтения и творчества. Да и для престижа гимназии совсем неплохо иметь «своего» писателя. Думал, что меня с руками оторвут. А в итоге все кончилось банальным: «Хотите, чтобы ваш ребенок у нас учился — купите краску». И это в школе, в месте, в котором по определению нужно прививать ребенку любовь к книге. Не знаю, как других, но меня такое положение дел просто удручает.

Андрей Сметанин

Немножко уставший, потертый немножко,

По городу едет автобус-гармошка.

Спешит по маршруту, людей подбирает,

Вот только гармошка молчит, не играет.

И это, признаться, совсем не понятно,

Ведь с музыкой было бы ехать приятно.

Текст:
  • Виктор Радьков
Фото:
  • Александр Обухович
+