Анна Чистосердова: «Когда мне будет сорок, я хочу с радостью смотреть на то, что происходит в Беларуси»
17 февраля 2017 Интервью

Анна Чистосердова: «Когда мне будет сорок, я хочу с радостью смотреть на то, что происходит в Беларуси»

+
Анна Чистосердова — сооснователь, совладелец, арт-директор, куратор и менеджер проектов галереи современного искусства «Ў». «Большой» добавляет к этому еще один титул — «Героиня нашего времени» (совместный проект журнала с Hennessy Very Special). Анна поведала нам о том, как не нарочно из финансиста она стала галеристом, а также поделилась тайнами личной коллекции.

hennessy

— Анна, по специальности вы — финансист. Почему не сложилось с фондовым рынком и потянуло к искусству?

— Честно говоря, за пять прекрасных лет своей учебы в университете я пришла к выводу, что моя специальность — нечто из области легенд и мифов. В белорусском контексте, в связи с определенными решениями нашего правительства, фондовый рынок перешел в состояние скорее понятийное, нежели конкретное.

Но так случилось, что уже во время написания диплома мы с Валентиной Киселевой начали думать о создании небольшого магазина работ белорусских дизайнеров и художников, который и открыли в 2004 году на территории магазина «Подземка». Тринадцать лет назад мы не предполагали, во что это выльется. У нас есть негласный девиз — «Время выбрало нас». Так случается, что определенное поле — в нашем случае артистическое, художественное — испытывало необходимость в подобном пространстве. Можно сказать, что мы вынужденно (но отнюдь не с сожалением) стали галеристами.

Выбраться из этого беличьего колеса, но не останавливаться и не сдаваться.

Шесть лет я и Валентина работали в проекте галереи «Подземка», но затем, в связи с определенными обстоятельствами… Мне импонируют фраза «Никогда не останавливайся, никогда не сдавайся», потому что в один прекрасный день мы, собственно, и попали в ситуацию практически полного обнуления, когда вынуждены были попрощаться и с проектом, и с пространством. Сидишь на заднем дворе «Подземки» за сигаретой и понимаешь, что исчезли шесть лет твоей жизни (а мы действительно жили в галерее). Пару-тройку дней мы переживали, а потом активно взялись за разработку идеи новой галереи. Спустя полгода была открыта «Ў». И я безумно счастлива, что все это со мной произошло.

— Вас недавно включили в список ста людей, которые меняют Минск к лучшему. Как галерея «Ў» меняет Минск?

— Изначально мы ставили цель сделать культурную жизнь в городе насыщенной и яркой, работать профессионально и открыто (то есть быть готовыми к коллаборациям и разным мнениям). И пусть мы часто слышим о том, что галерея «Ў» — элитарное место для определенного круга людей, на самом деле мы всегда думаем, как сделать события в нашей галерее интересными более широкой аудитории. Используем язык современного искусства, чтобы говорить на злободневные темы.

Анна Чистосердова

— Можно сказать, что за время существования галереи «Ў» минчане стали лучше разбираться в современном искусстве?

— Вопрос сложный. Но могу сказать, что мы делаем все возможное. Дискуссии, публичные лекции, встречи с художниками и кураторами… Более пяти лет у нас существует проект «Детские творческие мастерские». Для меня это очень важно. Когда мне будет сорок, я хочу с радостью смотреть на то, что происходит в Беларуси. Как бы жестко это ни звучало, но XX век много сделал для того, чтобы смелых, свободных и интеллигентных людей в обществе стало меньше. И мы очень хотим восстановить этот баланс.

— Мы оглянулись вокруг — и поняли, что в Минске появилось много галерей. Это шаг вперед или статистическая погрешность?

— Конечно, это шаг вперед! Допустим, в Минске две с половиной галереи — а вы молодой или не очень молодой художник. Вы пришли в одну галерею, а вам говорят: «Ваши работы нас не интересуют, потому что не попадают в концепцию галереи. Идите вы с вашим искусством…» А куда? Непонятно куда. Когда возникает альтернатива, это хорошо и для художника, и для зрителя. Я очень рада, что появляются пространства, появляются люди, которые готовы работать с искусством. И вы знаете, я себя всегда чувствую немножечко неудобно, когда приезжают коллеги и друзья, заходят в галерею, а потом спрашивают: «И куда же нам теперь?» Я безумно рада, что сегодня могу посоветовать к посещению больше достойных мест.

Анна Чистосердова

— Галерей в Минске стало больше, а стало ли больше покупателей живописи?

— Сложно судить. Конечно, чем больше галерей, тем больше интереса к живописи. Я подозреваю, что в этом случае предложение может порождать спрос. Но сложно ожидать, что сегодня ты открыл галерею, а завтра к тебе выстроится очередь из желающих приобрести произведение искусства. Позволить себе предмет искусства может не каждый, к тому же это требует определенного образования.

— Анна, знаю, что у вас есть личная коллекция живописи. Какая она?

— Вначале произведения искусства появлялись у меня в качестве подарков от художников на день рождения или в честь других событий в моей жизни. Но несколько лет назад я впервые в жизни приобрела работу. Как ни странно, это была работа не белорусской, а польской молодой художницы. Момент покупки я никогда не забуду. Тогда я поняла: приобретать живопись — гораздо больший кайф, чем продавать. Для художницы это был первый опыт продажи собственной работы, и если бы вы видели выражение ее глаз! Она очень долго отказывалась верить, что это с ней происходит.

Собирать коллекцию — очень азартный процесс. Можно провести какую-то аналогию с фондовым рынком, биржей.

Собирать коллекцию — очень азартный процесс. Можно провести какую-то аналогию с фондовым рынком, биржей. Но знаете, чаще всего случается, что «видит око, да зуб неймет». Мне, к сожалению, нравятся очень дорогие вещи! Когда я сражалась за цену одной работы, то поняла клиентов галереи. Ту картину я увидела в Польше, в гастропабе, один из владельцев которого оказался художником по образованию. Это была копия «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера — в том же размере, в красивой раме. Работа написана по всем технологиям старой живописи. Но основная деталь в том, что лицо этой прекрасной девушки выцарапано ногтями, с соответствующими бороздками на холсте и грунте. Как-то девушка создателя картины в порыве ревности выплеснула свои чувства на вермееровскую даму, просто выцарапав ей лицо. Когда я услышала эту историю, то мне вдвойне захотелось иметь работу. Для меня это абсолютно завершенное произведение искусства, притом двух человек: художника и его возлюбленной. Но наши переговоры зашли в тупик, так как для автора эта работа имела большую ценность.

Я понимаю, что не все картины из моей коллекции найдут себе место на стенах квартиры. Некоторые, мягко говоря, габаритные. Единожды вкусив запретный плод коллекционирования, я осознала, что пути обратно нет. То же происходит с нашими постоянными клиентами. И боже, какой это кайф — видеть, как у человека глаза горят так же, как у тебя! Я даже сейчас с вами говорю, а по коже мурашки. Если у вас есть интерес к искусству, не бойтесь начинать, и начинать с малого: у нас прекрасные молодые художники, которые востребованы на международных рынках.

hennessy-alert-3

+

Вам срочно нужна квартира на сутки в Барановичи? Не переживайте, наш сайт предоставляет вашему вниманию множество отличных предложений, чтобы Вы смогли максимально быстро и выгодно, а главное, без посредников снять квартиру в Барановичах. Более детальную информацию вы можете получить на нашем сайте: sutkibaranki.by

OOO «Высококачественные инженерные сети» осваивает новейшие технологии в строительстве инженерных сетей в Санкт-Петербурге. Начиная с 2007 года, наша компания успешно реализовала множество проектов в области строительства инженерных сетей: электрическое обеспечение, водоснабжение и газоснабжение. Более подробная информация на сайте: http://spbvis.ru/