Дизайнер Тимур Велитовский: «К общественному интерьеру нужно относиться как к бизнесу»
19 мая 2015 Интервью

Дизайнер Тимур Велитовский: «К общественному интерьеру нужно относиться как к бизнесу»

+

Тимур Велитовский, автор интерьеров клуба AUroom, казино «Белая вежа», кафе «Тепло» и бара Stirlitz, член жюри конкурса на лучший дизайн интерьера «Дом в стиле «KERAMIN», финал которого состоится 29 мая, рассказал «Большому» о пользе лени и вреде скромности.

КТО: успешный дизайнер и совладелец бара Stirlitz, член жюри конкурса «Дом в стиле «KERAMIN»
ПОЧЕМУ: мы ценим общение с профессионалами в своей сфере
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ: «Настоять на своем и не уметь слушать — это не одно и то же»

Тимур-Велитовский-5

— Тимур, какие проблемы сего­дня чаще всего портят жизнь дизайнеру интерьера в Минске?
— Не буду говорить за всех — только за себя и того, кого знаю лично. Не платят за идею. Работа сжигает много нервов и сил. Только кажется, что быть дизайнером — легко и приятно: сидишь, мышкой дергаешь или ходишь с умным видом по салонам, а вокруг тебя все на цыпочках бегают. В моей профессии много рутины, тех же чертежей.

Еще вот какая штука: у заказчика всегда виноват дизайнер. Какими бы тщательными ни были расчеты, в процессе реализации проекта присутствует доля спонтанности в нюансах, а это чревато дополнительными расходами, которые очень не любит заказчик.

В Минске много псевдодизайна. Это происходит оттого, что люди без должной подготовки занимаются тем, чего им делать не стоит, и это покупается, к сожалению.

В итоге получаются скверные интерьеры кафе, баров и ресторанов. Если мне предлагают «довести» объект за другим дизайнером — а такое бывает довольно часто, — я почти всегда отказываюсь.

Не отпугивай гостей дорогим интерьером, если хочешь всего лишь вкусно делать котлеты

— Существуют ли какие-то четкие критерии, по которым интерьеры можно разделить на плохие и хорошие? Или все остается в рамках «нравится — не нравится»?
— В хорошем интерьере должна быть идея. Можно провести параллель с элитным алкоголем. Когда опытный сомелье вдохновенно рассказывает тебе о вине, ты начинаешь ему верить. Искать верные оттенки во вкусе, открывать для себя что-то новое. То же самое с дизайном.Я всегда в состоянии объяснить, почему на этом месте в баре стоит конкретный стул. Без контекста заказчик может возмущаться: «Ерунда, такой стул у моей бабушки был, что он в баре делает?» Но попробуйте ему рассказать, что к созданию этого стула приложили руку великие и талантливые люди, что у него есть история и вообще-то это икона мебельного дизайна, — и он не только вам поверит и посмот­рит на эту табуретку новым взглядом, но и поделится своим знанием с другими. Дизайнер диктует, об­учает, несет эстетику — и это одна из самых ответственных задач нашей работы. Но для этого нужно самому знать предмет разговора — и не априори, а апостериори, на основе собственного опыта.

— Умение рассказывать истории и есть то, что отличает талантливого дизайнера от человека с хорошим вкусом?
— Хороший вкус — это главное, но недостаточное условие. Хотя любой человек с развитым чувством прекрасного может заниматься дизайном интерьера, ему необходимы еще терпение, понимание, интерес к познанию нового.

Кроме соответствия правилам хорошего вкуса в интерьере важна актуальность: профессиональному дизайнеру не придет в голову мысль делать классический интерьер в кафе, где продают чебуреки. Не отпугивай гостей дорогим интерьером, если хочешь всего лишь вкусно делать котлеты. Точно так же неправильно в дешевом интерьере преподносить дорогие, элитные блюда.

Тимур-Велитовский-6

— Тимур, вы стали членом жюри конкурса дизайнеров «Дом в стиле «Керамин», финал которого пройдет совсем скоро — 29 мая. На что вы будете ориентироваться при оценке работ участников?
— Главный критерий хорошей работы для меня – это осознанность. Важно, чтобы человек понимал, что делает. Использование плитки «Керамин» — одно из обязательных условий для представленных проектов, но оно не должно стать самоцелью: иначе получится работа не дизайнера, а раскладчика плитки. Не нужно стараться «навернуть» что-нибудь, пусть лучше интерьер будет целостным. С оригинальностью тоже не все так просто: например, наклеить плитку на потолок — это оригинально? По-моему, идиотизм. Но если концепция, идея это объясняет, почему бы и нет?

— Тимур, с чего для вас начинается процесс создания нового интерь­ера?
— С лени. Нужно поговорить с заказчиком, понять, чего он хочет, а потом подумать, поваляться, пожить вместе с идеей. Да, никто не отменял каноны формирования общественного пространства: в интерьере бара, например, логично отталкиваться от барной стойки — но все-таки отправная точка в каждом случае индивидуальна.

— Сможете обозначить сумму, в которую обходится интерьер стандартного кафе в Минске?
— Нет. Один положит кирпичную кладку, покрасит ее краской — и получит барную стойку. Другой закажет безумно дорогую мебель. Называть стоимость квадратного метра интерьера неправильно. Например, есть один минский бар, где ребята сделали интерьер из фане­ры — получилось «вкусно» и классно. Я не призываю всеми силами экономить деньги заказчика. Перебарщивать с дешевизной тоже не стоит. К общественному интерьеру нужно относиться как к бизнесу, и владельцы заведений сегодня отдают себе в этом отчет.

Я люблю развивать первую идею, она всегда самая чистая и правильная, если довести ее до ума

— Почему в работе частным интерьерам вы предпочитаете общественные?
— Во-первых, общественный интерьер мне ближе, во-вторых — не хватает нервов работать с частными.

Я хочу заниматься тем, что знаю. В теме интерьеров кафе, баров и ресторанов я плаваю как рыба, понимаю, как продавать пространство. Если все-таки берусь за дизайн квартиры или дома, сразу преду­преждаю заказчика: в работе со мной есть определенные нюансы.

Я люблю развивать первую идею, она всегда самая чистая и правильная, если довести ее до ума. Но когда приходится перебирать один вариант за другим, когда не «прет» — просто руки опускаются.

Тимур-Велитовский

— Если вы, дизайнер с именем, настаиваете на каком-то конкретном решении в интерьере, заказчик, скорее всего, прислушается к вашему мнению. Но как быть новичку? Идти на поводу?
— Дизайнеры формата «человек-пластилин» — это подмастерья, которые умеют рисовать. Нужно верить в то, что делаешь. Не пытайтесь всем угодить, но будьте готовы отвечать за свои ошибки. Многие считают, что дизайнеры собственных промахов не признают. Так вот, это неправда. Без косяков ничему не научишься. В чем-то не уверен? Задай вопрос. Ошибся? Признай это и попытайся исправить, потому что настоять на своем и не уметь слушать — это не одно и то же. Я против того, чтобы дизайнер угождал, шел на сделку с совестью. Нужно уважать себя. Если твоя работа тебе не нравится, ты не получишь кайфа даже от заработанных денег.

adnak_banner_270_384

+