Экс-вице-президент Wargaming по маркетингу и PR: «Зависть — это плохое чувство»
15 марта 2016 Интервью

Экс-вице-президент Wargaming по маркетингу и PR: «Зависть — это плохое чувство»

+

Сразу раскрываем карты: «Большой» общался с Николаем Небышинцем еще в декабре прошлого года (когда он мог пригласить нас в собственный кабинет офиса Wargaming). С 1 января 2016 года Николай больше не вице-президент компании, которая подарила миру World of Tanks и отобрала у вашего мужа выходные. И мы достаем из-за пазухи этот выдержанный, как хорошее вино, разговор о претензиях общества к программистам и поводах для белорусской гордости — а потом сурово спрашиваем у Николая: «Вы же обещали нам в феврале быть в Азии, на островах Таиланда! Так почему мы видели вас на минском концерте Imagine Dragons?»

КТО: вчера вице-президент Wargaming по маркетингу и PR — а сегодня свободный человек
ПОЧЕМУ: нам хотелось убедиться, что Николай все сделал добровольно
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ: «Главное, чем должны гордиться белорусы, — собой и своим характером»

— Николай, почему вы приняли решение уйти из Wargaming?
— Собрался в долгий отпуск, если это можно так назвать. У меня в компании был длительный, в десять лет, период бурного развития. Следующий этап — попытаться найти некий новый опыт для себя, открыть другие горизонты: и в профессиональном плане, и в плане личного развития. Развития, скажем, личных отношений… Поэтому первым шагом к переменам в жизни станет увольнение. Все удивляются, что я планирую путешествовать — и не работать. Да, в ближайшие месяцы меня ожидает несколько континентов. Латинская Америка: я хочу увидеть бразильский карнавал и съездить в Мачу-Пикчу. Потом Антарктида. После оказаться в Африке и прыгнуть в шикарный водопад Виктория. Затем, наверное, улететь в Азию, заняться дайвингом… Это все запланировано, а работа — не запланирована.

Но у нас в компании есть поговорка: если человек покидает Wargaming, он не становится ее бывшим сотрудником. Wargaming — это состояние души, которое остается с тобой. Я не отрицаю того, что через несколько месяцев (или лет) могу вернуться в компанию.

— Что подтолкнуло вас к решению уйти?
— В августе я ездил на обучение в Стэнфордский университет. Проходил программу «Менеджмент стратегического маркетинга», где профессора высокого уровня пытаются объяснить тебе не только систему работы, но и систему жизни. Не могу сказать, что за эти две недели получил ценные знания с точки зрения маркетинга, зато приобрел четкое осознание того, что нужно менять жизнь, выстраивать ее более сбалансированно. Прошло два дня после моего возвращения из Стэнфорда, и я сообщил всем: принял решение покинуть компанию.

— Кому бы вы посоветовали поступить так же, как вы: оставить работу и заняться собственной жизнью?
— Любому человеку, который стремится быть счастливым. Для этого нужно, чтобы в душе был баланс работы и личной жизни. Внутри меня назрело понимание того, что я хочу попробовать что-то новое. Надеюсь, буду счастлив.

wargaming1

— В связи с вашим уходом СМИ цитировали главу игрового издания Kanobu Гаджи Махтиева. На своей странице в Facebook он назвал вас «одним из последних (если не последним) русскоязычных топ-менеджеров в окружении Виктора Кислого». Вы с такой характеристикой согласны?
— Не согласен. Если честно, мы даже с Гаджи как-то за обедом общались на эту тему. Я ему в глаза сказал: «Чушь!» Ухожу я по собственным соображениям, здесь нет привязки к моему происхождению. У Wargaming команда сбалансированная, из разных стран, и я не последний русскоговорящий топ-менеджер. В компании до сих пор есть совладельцы, которые входят в совет директоров, и они родом из Беларуси. В руководстве есть люди и из России, и из Украины.

«Большая» справка
Во вселенной World of зарегистрировано 150 млн игроков — это почти в 16 раз больше людей, чем живет в Беларуси.
Средняя зарплата в Беларуси в декабре 2015 года составила 7,4 млн руб. Больше всего заплатили программистам — 30,8 млн руб. Меньше всех получили соцработники — около 4,3 млн руб. (по данным Белстата).

— Что изменит в компании ваш уход?
— Надеюсь, ровным счетом ничего. Или даже что-то улучшит? Я уверен, что покидаю Wargaming в правильный момент. В последние годы моей миссией было создание мощной команды, которая займется продвижением продукта. Я знаю, что эта команда одна из самых сильных в индустрии и может работать самостоятельно.

— Не боитесь, что пожалеете о своем решении?
— Не могу этого отрицать. Время покажет. Но, зная себя как человека, который готов к новым вызовам, не думаю, что сяду и буду плакать.

— Давайте поговорим о World of Tanks. Как вам кажется, почему у этой игры все получилось, а у многих других нет?
— Вопрос, который нам задают часто. Секрет успеха в том, что в определенный момент звезды сошлись правильным образом. Люди с хорошей идеей встретились с теми, кто эту идею смог продвинуть. Мы смогли открыть «голубой океан» — то есть создать продукт, который пришелся по душе большому числу людей в мире.

— Назовите какие-нибудь цифры, чтобы мы почувствовали, что у WoT все хорошо.

— «Танки» занимают третье место среди самых популярных онлайн-игр в мире. Во вселенной World of зарегистрировано 150 миллионов игроков, и это вау-цифра в индустрии. За последние два года мобильную версию игры скачало 40 миллионов пользователей. Популярнее всего WoT в России. Видимо, потому, что с самого начала в код игры закладывалась «славянская» идея. Но «танкистов» можно встретить в Европе, Азии, Китае и даже в Америке. Для миллионов людей это не просто игра, это образ жизни.

«Танки» занимают третье место среди самых популярных онлайн-игр в мире.

— Так уж сложилось, что часть белорусов считает работу в Wargaming исполнением всех мечтаний. Действительно ли у вас так хорошо работать?
— Работа мечты — это не только Wargaming, а в целом IT-индустрия. Люди действительно приходят к нам, потому что знают, какая внутренняя культура царит в компании. Условия, которые мы формируем, позволяют получить знания и опыт работы в международной индустрии. У нас есть все что угодно: от внутренних автошколы и университета, где учат иностранному языку и ораторскому мастерству, до бесплатных абонементов в бассейн и тренажерных залов в офисе. У наших сотрудников хорошая зарплата. Успех компании зависит от командной работы, так что даже бухгалтер в Wargaming может зарабатывать больше, чем бухгалтер в обычной фирме.

— Другие белорусы Wargaming за это же не любят: мол, за что эти люди такие деньги получают и так хорошо живут? Образно говоря, пропасть между школьным учителем и программистом стала слишком большой. Это нормально?
— Если такой конфликт и есть в обществе, я его четко выраженным не видел.

— А вы комментарии к статьям в интернете почитайте.
— Комментарии пишут те люди, которые в свое время не смогли сделать что-то для того, чтобы их жизнь стала лучше. Например, если в такси или поликлинике я говорил, что работаю в Wargaming, то с завистью не сталкивался. Обычно это поддержка и внутренняя гордость. А в комментариях люди могут писать совсем не то, что говорят лично.

Тем не менее разница в доходах учителей и программистов — это поправимо. В тех же медицине и образовании дела могли бы быть гораздо лучше, если бы эти сферы стали платными. Тогда бы и специалисты чувствовали себя комфортнее, и их уровень становился бы выше. Все в руках людей, которые работают в этих сферах. Ну, а зависть — это плохое чувство, с ним нужно бороться.

wargaming

— Но в целом то, что жизнь учителя и IT-специалиста так отличается, это нормально?
— Да. Такая тенденция есть во всем мире. Абсолютно правильно говорить о том, что кто-то живет лучше, а кто-то хуже. На самом деле, мы не считаем себя мегабогатыми людьми, скорее, относимся к среднему классу. Наш уровень комфорта отличный. Мы можем позволить себе отпуск и автомобиль — и я ничего критичного в этом не вижу.

— Как-то вы сказали, что офлайн-ивенты World of Tanks поднимают общий уровень патриотизма и несут ощущение единства среди братских народов. А что хорошего в самой игре?
— Любой игровой продукт — это развлечение. Почему многие люди играют? Для того чтобы снять стресс, скопившийся за день. При этом я могу назвать World of Tanks полезным stress reliever. Здесь нет агрессии и крови — только командная игра. Вроде футбола, но есть еще и знания о Второй мировой. В игре около 400 моделей реальной боевой техники, по которым можно учить историю танкостроения и танковых сражений. Кроме того, WoT — это киберспортивная дисциплина. Сейчас много дискутируют по поводу включения компьютерных игр в программу Олимпийских игр. Почему бы и нет? Киберспорт — это развитие личности. Наши киберспортсмены — сбалансированные личности, успешные не только в World of Tanks, но и в других сферах своей жизни. Играя, они могут зарабатывать: выиграть автомобиль или получить 200 тысяч долларов за чемпионат на команду.

— С какого возраста детям можно играть в World of Tanks?
— В Европе комитет поставил рейтинг 6+ (при этом в Германии — 12+, выше за счет тематики Второй мировой). В странах СНГ как таковой рейтинговой системы, которая описывала бы необходимые критерии, не существует, так что мы самостоятельно приняли решение: указать рейтинг 12+.

— Чувствуете ли вы ответственность за тех, кто из-за World of Tanks, условно говоря, не поступает в институт или теряет работу?
— На самом деле нет. Люди с проблемами в жизни по своей психологии склонны искать причины не в себе, а в других. Связывать свои провалы с внешней средой. Можно говорить о том, что компьютерные игры «съедают» часть времени, но, в первую очередь, речь будет идти о внутренних проблемах человека. Таким же образом он мог найти отдушину не только в «танках», но и в чем-то другом. Тем более что бывают и обратные примеры, когда игра помогает избавиться от трудностей в жизни. Как-то я получил письмо от двенадцатилетнего мальчика. Он писал, что установил World of Tanks, но сам играть не стал — не затянуло. А вот отец всерьез заинтересовался. Он когда-то воевал в Афганистане, а на тот момент, по сути, был алкоголиком, избивавшим жену и сына. Игра помогла ему уйти от стресса, бросить пить и наладить отношения с семьей.

Неслучайно появился твит вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина: «Теперь нам нужны не танкисты, а игроки из World of Tanks». Компьютерные игры запускают систему тактического, стратегического мышления, повышают когнитивные способности мозга, что приветствуется в армии.

— Игроки WoT на реальной войне — это хорошая идея?
— Война в целом — плохая идея. Мы не поддерживаем любые военные действия. Более того, как международная компания, где сосуществует много разных наций и стран, мы просто не можем себе такого позволить. Игры всегда были и, надеюсь, останутся вне политики.

— Чем, кроме World of Tanks, должны гордиться белорусы?
— У нас есть масса поводов для гордости! Но мы теряем их в быту. На мой взгляд, главное, чем должны гордиться белорусы, — собой и своим характером. Толерантностью, в конце концов. Я много путешествую и считаю себя космополитом, у которого уже смазалось восприятие той или иной культуры. Но если задуматься о том, как ведут себя разные нации, белорусы окажутся одними из самых достойных.

Кроме того, у нас мощнейшая IT-сфера. К нам обращаются многие компании из Европы, Америки — даже из Индии. А если говорить о повседневных вещах, то… У нас крутые продукты питания! Приезжаешь в Америку, и кажется, что ешь кусок таблицы Менделеева. В Беларуси иначе. Здорово, что наши дети знают вкус натуральных продуктов.

— Как наши сильные стороны продвигать за рубежом?
— Я как человек, который помог сделать танки успешными, предложил бы ставить на уникальность продукта. Часто мы стараемся скопировать что-то, взять у кого-то… Хотя исключительных моментов у Беларуси много. Я бы посоветовал людям, которые развивают бренд «Беларусь», обращать внимание именно на них. В том же Стэнфорде в моей группе была сотрудница Министерства туризма Сингапура, и она рассказывала о методах продвижения, которые используют у них. Например, гастрономия. И именно на этом элементе они стараются выстраивать продвижение: показывают, насколько еда у них различна, как в ней сочетаются, например, французская и азиатская кухня. А мы стараемся фокусироваться на природе и достопримечательностях, но это ведь везде есть.

Фото:
  • Вячеслав Макшун
+