Фотограф Александр Пасканной: «Одно дело — зарабатывать в Беларуси, другое — фотографировать»
3 апреля 2012 Интервью

Фотограф Александр Пасканной: «Одно дело — зарабатывать в Беларуси, другое — фотографировать»

+

Белорус по национальности, Александр Пасканной уже 10 лет живет за пределами Родины. Добившись успеха в области фотографии (он снимал таких известных людей, как Пол Смит и Рианна), а также влившись в западную арт-тусовку, он не забывает навещать родные пенаты. "Большому" Александр рассказал о своей среде обитания, симпатии к творчеству Владимира Цеслера и о возможном возвращении в Минск.

paskannoy-1

Когда ты уехал из Беларуси?
Это произошло в 2001 году. Моим первым иностранным языком был французский, поэтому пунктом прибытия стал Париж. Там я учился менеджменту и маркетингу, но параллельно с этим всегда шло увлечение фотографией. Пожалуй, мое творческое развитие началось именно в Париже.

На твой взгляд, если бы ты остался здесь, то стал бы тем, кем являешься сейчас?
В любом случае я бы фотографировал. Потому что мне это всегда нравилось. Если бы не Париж, то Минск, а может быть, Москва, Киев. Вариантов много.

Насколько сложно было адаптироваться к условиям западной жизни?
Одна из основных трудностей это, конечно, языковой барьер. Хотя я хорошо говорил по-французски, все равно был вынужден освоить новый, академический, словарный запас. Также стоит учитывать, что приехать в страну отдохнуть и приехать в качестве эмигранта совсем разные понятия. Все эти административные, бумажные вопросы, вид на жительство… Было достаточно тяжело. Первые два года можно даже назвать адскими.

063

Но, в конце концов, получилось влиться в новую среду?
Она меня буквально всосала. Сначала ты приезжаешь, никого не знаешь, но постепенно заводятся какие-то контакты, отношения, за ними появляются другие так и пускаешь корни.

Каким был твой путь от фотографа-любителя до профессионала, снимавшего таких личностей, как Пол Смит и Рианна?
По ступенькам. Я начинал снимать просто для себя такой вот позыв души. Но затем это переросло в заказы. Друзья просили меня устроить какой-то фотосет, потом друзья друзей, а потом и журналы. В Париже проходит много различных мероприятий, и волей-неволей ты на них попадаешь. А там можешь сделать репортаж, и есть шанс, что с тобой захотят поработать снова. Это как цепная реакция.

То есть тебе не пришлось бегать по редакциям? Сами заметили, сами предложили сотрудничество?
Да, вначале все получалось спонтанно. Фотография была моим хобби, и я не тратил время на саморекламу. Но потом процесс наладился, и я подумал: Почему бы не предложить это другим журналам, почему бы не пойти дальше?

064-1

Находясь во Франции или в Канаде, следишь ли ты за общественной жизнью Бела­руси?
Обязательно. Мы живем в такое время, когда очень просто быть в курсе ситуации в любой стране. Особенно, когда на Facebook у тебя половина друзей из Минска, и все, что происходит в Беларуси, ты видишь на своей ленте новостей. Еще я стараюсь следить за культурными событиями, хотя делать это так, как если бы я был здесь, наверное, невозможно. Мне попадаются арт-статьи, новости о белорусских творцах, и я вижу их работы очень достойные, европейского уровня.

Ты бы выделил кого-нибудь из белорусских фотографов?
Это довольно сложно: многие талантливы, и каждый отличается своим стилем, почерком. К тому же меня больше интересуют проекты. В них ярче проявляется идейный замысел. Но вот в Париже я часто пересекался с Владимиром Цеслером. Мне очень нравится его творчество. Он, можно сказать, динозавр дизайна, классика. Я считаю, что творческий человек должен быть персонажем, а Цеслер таковым является. Он Персонаж с большой буквы.

Когда ты видишь, что происходит в мире, что создают люди, на базе этого у тебя появляются собственные новые идеи

А как ты оцениваешь нынешнее состояние фотографии в Беларуси в общем?
По сравнению с тем, что было 10 лет назад, когда я уехал отсюда, сегодня достигнут огромный прогресс. Много интересных, свежих мыслей. Но мне кажется, что если бы у белорусских художников, фотографов, стилистов было больше возможностей путешествовать и посещать выставки современного искусства в том же Париже, Лондоне, внимать новым тенденциям, то они могли бы работать продуктивнее. Это тренирует креативную мышцу, если можно так выразиться, и позволяет двигаться вперед. Когда ты видишь, что происходит в мире, что создают люди, на базе этого у тебя появляются собственные новые идеи.

064

Проблема в том, что многие современные творцы не считают нужным как-то совершенствоваться. Они и так находят свои работы просто замечательными.
Но было бы странно, если бы автор говорил: «Вот смотрите, я создал бездарную работу! Она так отвратительна, что даже мне не нравится». Ведь если она не нравится автору, то и никому не понравится. Главное, чтобы человек знал, что он хочет показать своей фотографией. Потому что творчество это, прежде всего, выражение мыслей. Если твои мысли не поняты, это еще не значит, что они этого не заслуживают. Иногда их нужно просто вдолбить. Если посмотреть некоторые фильмы Дэвида Линча, тоже можно сказать, что они непонятные и бездарные.

Если твои мысли не поняты, это еще не значит, что они этого не заслуживают. Иногда их нужно просто вдолбить.

Как ты считаешь, происходит ли процесс глобализации в современной культуре?
Я бы не сказал, что наблюдается какое-то однообразие. Корни каждого художника все равно дают о себе знать. Мне, например, близка русская тема в искусстве. Я пытаюсь воплощать это в своем творчестве время от времени. Но дело в том, что у искусства нет границ. Американец может запросто придумать графику в стиле советских постеров.

065

Не желаешь ли ты вернуться в Беларусь и продолжить творчест­во здесь?
Неизвестно, что будет завтра. Я очень люблю Беларусь, это моя родная страна, и я не исключаю возможности переезда. Время покажет. Я бы с удовольствием поработал здесь над каким-нибудь проектом, хотя, конечно, если бы тут был фэшн-бизнес, как в Милане или в Нью-Йорке, было бы поинтереснее. Зато у нас есть эксклюзивные декорации. У меня когда-то была такая идея: яркая фэшн-съемка модели в красивых платьях в каком-нибудь коровнике.

Когда-то была такая идея: яркая фэшн-съемка модели в красивых платьях в каком-нибудь коровнике.

Другое дело, можно ли здесь на этом заработать?
Можно, но не очень много. Какой клиент, такая и цена. Не все местные бутики готовы заплатить большие деньги за съемку. Но можно снять какой-то проект с бюджетом в 50.000 долларов здесь, в Минске, но для парижского Vogue. Одно дело зарабатывать в Беларуси, другое дело здесь снимать.

Большая справка:
Александр Пасканной родился 26 сентября 1980 года в Минске. Учился в БГУ на факультете международных отношений. В 2001 году эмигрировал в Париж, где продолжил обучение. Там же он серьезно увлекся фотографией и создал свою известную серию «Paris metro». Работает в основном в жанре fashion-фото. Снимал таких персонажей, как Пол Смит, Терри Ричардсон, Пьер Карден, Владимир Познер, Рианна и многих других.

+