Ирина Хакамада: «Беларусь отличается от России размером. И больше ничем»
13 июля 2015 Интервью

Ирина Хакамада: «Беларусь отличается от России размером. И больше ничем»

+

Последний раз женщина на обложке журнала «Большой» случилась в августе прошлого года, но мы продолжаем настаивать, что феминизм нам ближе сексизма. А пока мы гонялись за Лидией Ермошиной, у нас случилась интересная беседа с бывшим политиком, а ныне коучем и писателем Ириной Хакамадой о пропаганде, Газпроме, супружеской измене и восточной мудрости.

КТО: женщина-мудрец
ПОЧЕМУ: потому что самый стильный политик России
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ФРАЗУ:  «Три поколения формировали Советский Союз и советскую систему, значит, необходимо по крайней мере два поколения, чтобы это ушло»

— Почему многие постсоветские государства словно пружиной забросило в прошлое? Россия стала собирательницей земель, белорусы снова попали в зависимость. Почему на обломках советской империи не появились новые схемы коллективного бессознательного?
— Я думаю, это исторически сложилось, это объективно: около трех поколений жило при жестком авторитаризме, а во времена перестройки на новые рельсы и во времена других ценностей созрело пока что только одно поколение. Поэтому просто по времени не получается. Не готово большинство людей, не готовы сами политики, которые не умеют слушать собственный народ и делать эволюционные реформы, более мягкие. В 90-е демократы были слишком жесткими и поэтому про­играли. Исторически люди в них раз­очаровались и захотели сильной руки. Поэтому да, происходит хождение по кругу, но все равно оно когда-нибудь закончится.

— А вы лично наблюдаете движение вперед? Или только по кругу?
— Пока я вижу лишь хождение по кругу. Движение вперед происходит только в экономике. Как бы ни был монополизирован рынок и как бы сильно ни было влияние государства в той же Беларуси, все же у вас рыночная экономика, и она эффективнее по сравнению с централизованной в Советском Союзе. А вот идеологическое, политическое, институциональное устройство и ментальное — ходят по кругу.

— Ирина, сколько нужно времени, на ваш взгляд, чтобы произошли изменения? Моисей, например, водил евреев по пустыне сорок лет, а в нашей ситуации сколько понадобится?
— Есть такой негласный закон: если ты хочешь перепозиционироваться в своей карьере, хочешь, чтобы люди тебя воспринимали в новой ипостаси, нужно ровно столько времени непрерывного труда, сколько ты потратил на предыдущую карьеру. Например, в течение 12–14 лет я была политиком, а потом стала тренером, писателем… Что касается общества, правило то же. Ну, может, чуть меньше времени уйдет, потому что мы живем в современном мире, и влияние его велико, мы не изолированы, теперь есть интернет. Три поколения формировали Советский Союз и советскую систему, значит, необходимо по крайней мере два поколения, чтобы это ушло. Около пятидесяти лет. Двадцать пять прошло, значит, впереди еще столько же.

хакамада

— Демократия и капитализм — лучшие формы для современного мира или, может быть, вы знаете другие альтернативы?
— В чистом виде демократии и капитализма нет нигде. Капитализм в Европе формировался долго, постепенно, и все равно в каждой стране есть особенности. Например, шведский капитализм больше похож на рыночный социализм. Западный мир трансформирует чистый капитализм, однако если брать универсальность главных законов, то и демократия, и капитализм невыносимы, жестоки — но более эффективной модели пока нет. В том числе и для постсоветских стран.

— Вы ушли из политики, выступаете за развитие гражданского общества, поддерживаете ярко выраженную позицию простого человека. Но как нужно сейчас вести себя простому человеку, как выражать свою позицию, если некрасиво ходить на площадь и бросаться камнями?
— Гражданскими методами делать все, чтобы общество вас услышало. Даже если вы не идете на митинги, боитесь, или боитесь потерять свою работу, тогда на работе нужно выстраивать горизонтальные команды, а не авторитарные пирамиды и модель «начальник-подчиненный», «начальник всегда прав, подчиненный всегда дурак». Необходимо распространять свое мнение в средствах массовой информации и социальных сетях, высказывать ваше отношение к политическим событиям, необходимо самообразовываться и разбираться в том, куда идет цивилизация, куда идут постсоветские страны и какие у них перспективы. Если вы заработали деньги, помогайте инвалидам, обездоленным, финансируйте независимые средства информации. Если боитесь, делайте это тайно. В общем, оказывайте финансовую и человеческую помощь — способов проявлять себя много.

— Давайте разберем конкретный пример. Как избавиться от ситуации «начальник — господин, подчиненный — дурак»?
— Если вы начальник, то ключевые вопросы надо обсуждать с подчиненными, раз в неделю устраивать мозговые штурмы, и не в виде игры, а для реального решения задач. Второе — это открывать информацию о состоянии компании, чтобы люди знали, что от их работы что-то зависит. Очень важно быть лидером, но не начальником — а лучшим среди равных. Необходимо распределить профессиональные обязанности в своей компании таким образом, чтобы каждый мог максимально реализовывать себя согласно и желаниям, и способностям.

1335

— Многие российские бизнес-тренеры говорят, что это западный путь, и он нам не подходит. Как вы можете им оппонировать?
— Кому не подходит? Нашей элите это не подходит? Нашим монополиям это не подходит, а народу это необходимо. Это не тренеры — это идеологи, и на лекции к ним ходить нельзя. А если они работают у вас в компании — то это непрофессио­нально. Простой пример: если мы рассмотрим наши вертикально выстроенные компании, то увидим, что они очень неэффективны. И Газпром, и Роснефть, и другие. Они живут на государственные деньги, выстраивают пирамиды, не несут ответственности, во время кризиса бегут за помощью к государству. С ними возятся с утра до вечера, поэтому и конкурентоспособность у них только за счет экспорта сырья. В то время как другие компании, инновационные, горизонтальные, молодежные, работают очень эффективно и команды у них — команды мечты, где все вместе как сжатый кулак, и это видно на рынке.

Если вы заработали деньги, помогайте инвалидам, обездоленным, финансируйте независимые средства информации. Если боитесь, делайте это тайно.

— Почему люди до сих пор верят пропаганде, причем с обеих сторон? Был печальный опыт пропаганды в СМИ во время Советского Союза, и доверие к СМИ, казалось бы, должно быть утеряно, но люди по-прежнему верят. Почему?
— Люди склонны верить информации, поэтому люди не виноваты. Это вина нашей власти. Если подавать вместо пропаганды информацию, если создавать условия, когда разные каналы придерживаются разных взглядов, тогда человеку приходится формировать свое мнение, потому что иначе он запутается. Он видит разную информацию, потом ее анализирует. А если все дуют в одну дуду — это уже не информация, это идеологическая обработка и пропаганда.

— Наблюдая последние новости… Мне кажется, вы сражаетесь с ветряными мельницами. Вы так не думаете?
— Я не сражаюсь, я учу людей быть эффективными и успешными в своей карьере.

— Расскажите, пожалуйста, о восточной философии. Немного о тех пунктах, которые помогают вам жить.
— Если вкратце, восточная философия — это созерцательность. Если ты видишь непреодолимую преграду — отойди в сторону. Найди другую тропинку к своей цели. Например, если хочешь изменить Россию к лучшему, и видишь преграду в лице политики, то обратись к людям. Просвещай их, передавай им свой опыт, и эти люди уже изменят Россию. Цель одна и та же, но тропинки разные.

— Какие книги вы посоветуете, чтобы максимально впитать эту философию?
— Книг очень много — и по дзен-буддизму, и по даосизму, но я этого уже не читаю, я уже сама мудрец. Я стихийный человек и пришла к этому сама.

— Скажите, если вы сама мудрец, почему вам не сидится на месте? Почему вам не уехать, как Петр Мамонов, в деревню?
— Мудрец тот, кто живет в гармонии с собой. Я делаю ровно то, что мне нравится.

— У вас было четыре брака. Ваш совет — терпеть или разводиться? Что лучше?
— Терпеть нужно ровно столько, сколько есть любовь. Если любовь закончилась, и ты физически не переносишь присутствие этого человека, тогда нужно уходить. Если же человек изменил, но вы его любите — уходить не обязательно.

— А в жизненных ситуациях — терпеть или что-то менять?

— И то и другое ценно. Терпите ровно до того момента, пока это вас не разрушает. Если начинается саморазрушение, терпение заканчивается, начинайте менять себя. Но только себя, а не других. Не обвинять других в том, что им нужно меняться.

— Чем Беларусь отличается от России?
— Размером. И больше ничем.

Ирина Хакамада отрывок из книги «ДАО ЖИЗНИ»

Прокрастинация, на мой взгляд, существует в двух формах. Причем обе они не уступают друг другу в масштабах охвата населения: 1. Бытовая — откладывание текущих дел. 2. Глобальная — откладывание жизненно важных решений.

Вторая форма, конечно, тяжелее. Фактически люди откладывают на потом жизнь: смену работы, профессии, места жительства, разрешение личных конфликтов. Несмотря на понимание того, что так дальше жить нельзя, страх перемен побеждает желание стать счастливым. Лучше болото, только бы не ломать привычный ход вещей… Или пусть кто-то сделает это за меня. Но подобная ситуация требует отдельного рассмотрения, позже, в других главах.
Перейдем к первой, бытовой, обломовщине.

После подписания контракта на эту книгу я купила 10 тет­­радей и 10 ручек (пишу традиционным методом, так как клавиатура компьютера почему-то подавляет вдохновение), положила тетрадь на стол и решила написать план. С момента принятия чашки кофе и написания плана прошло… как вы думаете сколько? Месяц! Зато приступив, не могу остановиться. Что же делать? Как преодолеть психологический барьер на пути свершений?

Документы, визиты к врачам и прочие духу противные дела необходимо распределить на одну-две недели, перемежая их с обычными делами. Зафиксировать все это в двухнедельном графике по дням и часам. Затем записать эти дни и часы на бумажках-напоминалках и повесить их на холодильник, компьютер, в туалете, в ванной комнате на зеркало. Чистите зубы и читаете, и вспоминаете… Если жить в графике, то откладываемые поступки совершатся по инерции. Вы, словно поезд, встаете на рельсы и проезжаете все станции на своем пути. Я уже упоминала, что ненавижу ходить к докторам. Пауза может длиться больше года до тех пор, пока я не выберу день и время и не впишу его в график на следующую неделю. И о чудо! Я наконец доезжаю до станции — кабинета врача. Главный ваш враг в борьбе с прокрастинацией — имитационная занятость: гулянье по всемирной сети; зависание в ЖЖ; тусовочно-гламурное мелькание; телевизор; кино (мой случай).

Отказываться от всего этого не надо. Быть рабом своих развлекательных привычек — прекрасная отдушина, это и есть свобода жить как хочется. Просто все виды «зависания» необходимо ограничить по времени — ну, например, не более двух часов — и расписать вперемежку с делами.
Итак, искусство борьбы с прокрастинацией заключается в том, чтобы сохранять баланс между:

а) не делай сегодня того, что можно отложить. Решай проблемы по мере поступления;

б) не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Ключ — в планировании жизни на короткий период: максимум две недели, минимум одна. Планировать на больший срок — бесполезно, даже вредно. Замучаете себя своим перфекционизмом и не сможете просчитывать ситуацию, ведь эпоха перемен не предполагает неизменных условий существования. А теперь переходим к тайм-менеджменту. Как встать на рельсы своего графика и оставаться свободным?
Тайминг — оперативное расписание жизни. Французы едят по часам. Нет ланча в строго определенное время — нет дела. Американцы — трудоголики. Но в пятницу летом уже с пяти вечера на гольф-полях. Мы — не гедонисты и не трудоголики. Мы — не свободные, а разболтанные. Живем одним днем, звонки не возвращаем, данное слово легко забираем, везде и всегда опаздываем, гуляем безответственно, живем неспокойно. Такая страна — повышенного риска. Может, мы и не виноваты, но с этим надо что-то делать. Один астролог мне как-то сказала, что секрет моего успеха — в сочетании дисциплины и свободного духа. Красивая фраза. Вот мой рецепт успеха:

1. У меня есть график на каждый день. Этот график учитывает все мои профессиональные и личные дела, развлечения, давно откладываемые мероприятия (см. прокрастинация). В нем расписаны время и место (у меня нет офиса) с учетом минимального передвижения, пробок и физического состояния клиента (т.е. меня). Поэтому я не опаздываю, а если и делаю это, то специально.

2. Удовольствия, хобби, семья — что называется, все включено. Даже когда я работала министром в правительстве, фитнес-клуб был строго два раза в неделю, и он фиксировался у меня в графике наравне со встречей с премьер-министром.

3. Повестка дня и недели выстроена с выделением приоритетов. Что самое важное, менее важное и т.д. Хобби, дети, спорт, свидание, стрижка — в таком же почете, как и работа. Они почти на равных. А вот тусовка, мелькание по телевидению — как получится. Поход в кино, опера и т.д. — все включается в график.

Дисциплина и свобода — лозунг современного человека. Долой трудоголиков, да здравствует просвещенный профессио­нализм жизни!

У тайм-менеджмента есть и другая сторона — хочу все сразу и сейчас. Трудоголизм изводит дух и тело, постепенно превращая большой мир в тоннель, пусть даже и со светом в конце. Бесконечная занятость убивает душу. Невозможно постоянно качать мышцы, как интеллектуальные, так и биологические. Все нестандартное приводит в состояние ступора, инерция подавляет и побеждает. В этот момент полезно вспомнить упомянутый «контролируемый пофигизм». Как же все-таки снимать перегрузку и давать себе отдых вне зависимости от отпуска или уик-энда?

Во времена моей одиссеи в федеральном правительстве я рисковала умереть от своей дисциплинированности, пытаясь выполнять все поручения двух вице-премьеров, аппарата правительства и премьер-министра. Указания сыпались как снег на голову. Их масса соответствовала массе бессмысленностей, порожденных отсутствием конкуренции и профессио­нальной необходимости получать прибыль. Помощь пришла от одного сердобольного коллеги. Секретик бюрократической разгрузки оказался предельно прост и потому гениален: все поручения, изложенные на бумажном носителе (электронного правительства в 1997 году не существовало), кладешь в ящик стола, лучше нижний. Если поручение приходит повторно, можно приступать к действиям, а если по его поводу в третий раз звонят по телефону — надо срочно выполнять. Восемьдесят процентов всех дел благополучно отпало.

Фото:
  • Антон Ланге
+