Мысли по поводу: художник Жанна Капустникова
15 января 2016 Интервью

Мысли по поводу: художник Жанна Капустникова

+

Жанна Капустникова, белорусская художница.

—1
Журналисты стараются выставить меня в лучшем свете. Написали, что я художник с мировым именем. А однажды после выставки за границей в СМИ появилось — «ей рукоплескала Европа». Это какое-то недоразумение. Журналисту важно сделать захватывающий материал — отсюда красивые и пустые слова. Художники должны быть, наверное, благодарны, но мне как-то неудобно. С мировым именем покончено?

—2
Можно сказать, что серия «Дажынкі» — это мой реверанс колхозникам, в самом хорошем и простом смысле этого слова. Жаль, что они видели мало моих картин, но никто из них не упрекнул меня в том, что я над ними посмеялась или — что еще хуже — поглумилась. Не самые умные люди называли эту серию «агротрешем», а я никак не могла придумать альтернативную характеристику. И только в этом году услышала точный отзыв: «Аграрамантычны серыял».

Не самые умные люди называли эту серию «агротрешем».

—3
Главное поле боя у нас — в быту. Иногда поражаешься, насколько все неустроенно! Глаз цепляется за каждую мелочь. А потом думаешь: какая же это глупость. Летом ходила на фотовыставку Андрея Щукина о семьях переселенцев из Донбасса. Очень сильная работа, через атмосферу быта сквозит такая боль! Представьте, сидим мы на кухне, едим омлет, а потом — бац! —и мама мертвая лежит. Поэтому неуместно ныть о неустроенности. Стоит лишний раз плечо подставить, заступиться друг за друга, больше ценить живых.

dayarka_hta_200x90_2012

—4
Когда деревня изменится настолько, что станет яркой, как мои полотна? Не знаю. Пока красивая жизнь в деревне — это утопия. Есть молодежь, которая уезжает из города, пытается что-то изменить, — но их совсем мало. Проблема вырождения деревень касается не только нашей страны: и в Италии, и в Испании, например, молодежь переезжает в города за длинным рублем. Не хотят они землю свою возделывать, скучно им в селе.

—5
Время — лучший фильтр для иллюзий. Я такая умная, но такая дура. Неловко вспоминать прошлое, когда плакалась друзьям в жилетку и напрягала их своими проблемами. Сейчас просишь прощения, а они мне: «Ну что ты, у нас был дружеский обмен». Но стыдно мне за себя.

В нашей ущербной неустроенности никто не виноват, кроме нас самих.

—6
Мы, белорусы, иногда ведем себя как нация, которой один год от роду. Бываем агрессивны, будто ничего не стоим, и вечно обижены, что кто-то нам мешает жить. Но при этом неплохо разбираемся в устрицах и божоле. Белорусам не хватает самоиронии. В нашей ущербной неустроенности никто не виноват, кроме нас самих. Пора уже стать зрелыми и прекратить кивать на кого-то. Хочется оправдаться: мол, мы не виноваты, нас так учили, — но я работаю над собой.

—7
У меня были большие иллюзии, связанные с киноипроизводством. Я свою работу делаю честно, выкладываюсь на полную, а кто-то просто деньги зарабатывает. В итоге еще и у виска покрутит, глядя на тебя, и отметит, что ты неудобный человек. Мне один знакомый режиссер так и сказал: мне удобнее работать с профессионально слабым, но надежным человеком, чем с лучшим.

Текст:
  • Анна Довгель
Картины:
  • Жанны Капустниковой
Теги:
+